СВЯТОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Форум для общения православных и интересующихся православием.
Текущее время: 17-05, 07:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Вопрос священнику Дмитрию.
СообщениеДобавлено: 20-12, 00:30 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 20-12, 00:22
Сообщения: 6
Здравствуйте!
В Евангелии написано: " А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;"


Однако в Православии очень часто называют отцами священников, иерархов, святых и т. д.
Объясните, пожалуйста, как понимать это?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-12, 00:49 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08-10, 11:56
Сообщения: 677
Среди упреков протестантов в адрес православных самый странный — это обвинение православных в том, что они называют священников “отцами” вопреки совершенно вроде бы ясным словам Спасителя: “и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах” (Мф. 23, 9).
Если уж действительно они уверены, что никого и никогда нельзя называть от-цом, то пусть начнут религиозно-языковую реформу со своих собственных домов и запретят своим детям обращаться к родителю “папа”. Если же про-тестантский лидер сам обращается к своему отцу “папа”, если в свои пропо-веди он вставляет пассажи типа “как меня учил еще мой отец…”, если он призывает своих прихожан исполнять библейскую заповедь “чти отца и ма-терь свою” — то ему надо быть поосторожнее в критике православных. Если в семье обращение “отец” сохраняет свое право на жизнь, то разве винова-ты православные, если они всю Церковь ощущают как свою большую семью и семейные, ласковые слова (“батюшка”, “матушка”, “брат”) выносят за пре-делы квартиры?
Ригоризма протестантов нет у апостолов и у Самого Христа. Слово “отец” и обращение “отче” они прилагают не только к Богу. Например, в притче Христа о богаче и Лазаре богач просит Авраама: “отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря <…> Но Авраам сказал: чадо!..” (Лк. 16, 24-25). Как видим, Авраам приемлет подобное обращение и отвеча-ет соответственно, осмысляя свои отношения со своим дальним потомком в терминах “отец-сын”. В другой притче Христа, в притче о блудном сыне, сын обращается к земному отцу: “отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим” (Лк. 15, 21). И ниоткуда не видно, чтобы в обоих этих случаях Спаситель осудил детей, зовущих своих предков именем “отец”. Да, оба этих чада были “грешниками”, но их грех был вовсе не в том, что они назвали отца — отцом.
Вот очень важные для нашей темы слова Спасителя: “Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат больше домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной” (Мк. 10, 29-30).
Апостолы тоже, наверное, не воспринимали заповедь Христа “никого не называйте отцом, кроме Отца вашего, Который на небесах” столь одно-значно, как нынешние “евангелисты”. Любовь не знает закона. И уже апо-стол Иоанн обращается к своим ученикам — “детушки”. Встречное оклика-ние, очевидно, было соответственным. Апостол Матфей, пишущий свое Евангелие после того, как он услышал строгие слова Спасителя “никого не называйте отцом на земле”, Матфей, в чьем именно Евангелии и приведены эти слова Христа, тем не менее пишет, что Христос встретил Иакова и Ио-анна “в лодке с Зеведеем, отцом их” (Мф. 4, 21). Апостол Стефан пропове-дует Синедриону: “братия и отцы! послушайте” (Деян. 7, 2). То же обраще-ние встречается у ап. Павла (Деян. 22, 1). И апостол Иоанн его употребляет: “Пишу вам, отцы” (1 Ин. 2, 13). Апостол Петр также знает иных отцов, кроме Небесного: “Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших” (Деян. 3, 13); “Бог отцов наших воскресил Иисуса” (Деян. 5, 30). Если вспомнить еще и увещание ап. Павла: “отцы, не раздражайте детей” (Еф. 6, 4), то станет вполне очевидным, что по восприятию апостолов благодатное Богосынов-ство, дарованное нам Истинным Сыном, не отменяет земного родства, как телесного, так и духовного.
Авраам “стал отцом всех верующих”, — пишет апостол Павел (Рим. 4, 11), напоминая, что можно по плоти происходить не из еврейского народа, но при этом быть наследником духовных обетований, некогда данных Ав-рааму. Для “всех верующих” Авраам — “отец”: не только для евреев, проис-шедших от него по плоти, но и для тех, кто пришел к библейской религии по зову духа.


Но что же значат для православия слова Христа “никого не называйте себе отцом”? Не о внешнем говорит Христос, а о внутреннем. Осуждает Он не само обращение, а то внутреннее состояние души, которое может ска-заться в таком обращении. И осуждается не тот, кто говорит “отец”, а тот, кто требует такого обращения к себе. Есть похоть тщеславия, есть похотли-вая тяга к председательствованию на собраниях и к знакам почтения — и именно это осуждается Христом. Вспомним контекст: “На Моисеевом седа-лище сели книжники и фарисеи <...> все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди <...> также любят предвозлежания на пиршествах и пред-седания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь на-ставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится”(Мф. 23, 2,5-12). Осуждается не то, что в любом обществе действительно есть наставники и есть ученики, не то, что в любом собрании действительно есть и должен быть старший и те, что уступили ему первен-ство, но осуждается та суетно-горделивая тяга, что в каждом встречном вы-искивает прежде всего подобострастное уважение к себе как к “наставнику”, “учителю”, “старейши¬не”, “отцу”. Осуждается стремление человека стать “учителем”, “нас¬тав¬ни¬ком”, “большим”, стремление к возвышению себя.
Никого нельзя понудить обращаться к тому или иному человеку со словом “отец”. В православии обращение к священни¬ку “отец” не есть тре-бование церковной дисциплины или вероучения. Это внеуставное, некано-ническое, но именно семейное, интимное обращение. Есть слова, есть об-ращения, которые употребляются только между близкими родными. И если посторонний человек, случайно их подслушавший, начнет требовать от сво-их знакомых, чтобы те звали друг друга не домашними именами, но исклю-чительно по имени-отчеству, то он выставит себя в не очень выгодном све-те. Нельзя запретить проявления любви. Нельзя запретить брата называть братом и духовного отца — батюшкой .
Из этого же следует, что священник не должен называть сам себя от-цом. Только упадком сословной этики можно объяснить, что сегодня неко-торые священники представляются не “священ¬ник Александр”, а “отец Александр"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-12, 01:00 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 20-12, 00:22
Сообщения: 6
Спасибо за вразумительный ответ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB