СВЯТОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Форум для общения православных и интересующихся православием.
Текущее время: 25-04, 10:52

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 62 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-01, 12:23 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
Изображение

продолжаем роспись иконы красками: белых пятен становится все меньше

Изображение

Изображение

Изображение

здесь пишут складки и тени на одеждах


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-01, 12:42 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
эту икону наша студия написала год назад, жалко, что я почти не принимала в этом участия. Теперь она находится в одном из храмов нашего города
это икона Преподобного Сергия Радонежского. По сторонам изображения святых, пострадавших за веру в годы репрессий. Все они связаны с уральской землей
Изображение

_________________
Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-01, 12:48 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
Изображение

Иисус Христос изображается в одеждах священнослужителя, так как он возглавляет Небесную Церковь и незримо управляет земной
Изображение

_________________
Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-01, 08:35 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-10, 11:31
Сообщения: 28
Откуда: Москва
Мариночка писал(а):
Икона — явление особое в средневековой культуре. Иконописец имел задачу, которая определяется особенностями средневекового миропонимания: вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения.


Здравствуйте. Хорошее дело делаете. А что Вас "вдохновляет"? Смотрел давно по ТВ про реставраторов и художников - иконописцев, они молются, постятся, получают благославление на работу...

_________________
...ибо много званых, а мало избранных...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-01, 09:35 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
Серафим писал(а):
Смотрел давно по ТВ про реставраторов и художников - иконописцев, они молются, постятся, получают благославление на работу...

Понимаете, Серафим, у нас, в основном, подростки в студии, некоторые пришли, вообще ничего не зная о Православии. мы их плавно вводим в Церковь, поэтому строгой подготовки у нас нет. Каждый день перед началом работы мы читаем молитвы (либо я, либо Светлана Геннадьевна), а ребята стоят. то же самое по завершении работ. Перед началом написания большой иконы мы все съездили в храм, причастились и взяли благославление у о. Олега. вот о посте ничего сказать не могу: дети в студии всего 4 часа, что они кушали дома, мы не допытываемся.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26-01, 23:55 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
Руслан писал(а):
какой это примерно год?
ну, я не эксперт, поэтому точно сказать не могу, но думаю не очень старая. Скорее всего написана в начале 20 века.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 29-01, 22:34 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
Сейчас я пишу учебно-тематический план по курсу иконописи. Когда закончу, буду составлять добротные конспекты занятий. Есть мысль выкладывать их сюда.

_________________
Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31-01, 23:09 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
ИКОНОСТАС

Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке и закрепленных на специальном каркасе; глухая стена иконостаса отделяет алтарное пространство от собственно храма. С художественной точки зрения иконостас представляет собой одновременно и малую архитерктурную форму в интерьере церкви, и целостный ансамбль станковых произведений живописи, объединенных на основе единой духовно-эстетической и иконографической системы.

Иконостас в его современном виде обращен своей лицевой стороной, иконами к средней части храма, носящей у нас название церковь, собственно церковь. Область небесного бытия, которую знаменует средняя часть храма, это область обоженной твари, область вечности, Царства Небесного, куда стремятся в своем духовном пути верующие люди земной Церкви, находящие свое спасение в храме. Здесь, в храме, земная Церковь, таким образом, должна соприкасаться, встречаться с Церковью Небесной. Не хватало до времени такого внешнего образа, который бы выказал, явил собою ясным, видимым способом невидимое, духовное предстательство Небесной Церкви, ее посредничество в спасении живущих на земле. Таким видимым символом, точнее, - стройной совокупностью символов-образов стал иконостас.
С появлением иконостаса собрание верующих оказалось поставленным буквально лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. в устройстве земного храма возникла догматическая полнота, было достигнуто совершенство. Иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что содержится и совершается в алтаре и во всей Церкви Христовой. Прежде всего сущность эта состоит в том обожении, к которому призваны и стремятся члены земной Церкви и которого уже достигли члены Церкви Небесной, явленные в иконостасе. Образы иконостаса показывают тот результат сближения с Богом и пребывания в единении с Ним, к которому направлены все священнодействия Христовой Церкви, в том числе и те, что совершаются внутри алтаря.

Высокий иконостас - это типично русское явление. Византия, откуда берет свое начало древнерусское искусство, не знала высоких иконостасов. Русский иконостас формировался постепенно; в нем увеличивалось число икон и рядов, изменялись его несущие конструкции, усложнялся декор.
В домонгольское время еще не существовало высоких иконостасов, которые появились не ранее 15 века. Их заменяли мраморные, либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находившимися между ними низкими парапетами и покоившегося на колонках архитрава. В центре помещались Царские врата. Если основываться на византийских параллелях, то иконы в это раннее время еще не размещались между колонками на парапетах. Почти все ранние иконы, которые до нас дошли, не имеют прямого отношения к алтарной преграде, и, если судить по их большим размерам, были, скорее всего, либо настенными, либо настолпными образами.
Алтарные преграды были каменные или деревянные. Эти каменные преграды представляли собой невысокие стенки с проемами входов в алтарь. На этих стенках стояли колонки, поддерживающие горизонтальный брус - архитрав.
На архитраве устанавливали иконы Христа и обращенных к нему в молитвенном предстоянии Богоматери (слева от зрителя) и Иоанна Предтечи (справа). Иногда все три изображения помещали на одной доске; нередко вместо образов Богоматери и Предтечи по сторонам Христа писали архангелов. От ХII века сохранились две такие иконы — одна с Эммануилом, то есть Христом в младенческом возрасте и двумя ангелами по сторонам, и другая — более распространенного типа с изображением Христа в зрелом возрасте, Богоматери и Предтечи. Постепенно к ним начали прибавлять иконы с изображениями апостолов. Этот ряд икон в Византии стали называть деисисом (от греческого «деисис» — моление), а на Руси — деисусом (по созвучию с именем Иисус).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31-01, 23:09 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
В других храмах в зависимости от интерьера количество икон деисусного ряда могло быть больше или меньше.
В полнофигурных деисусах предстоящие Христу фигуры всегда изображались в рост, причем самого Христа писали сидящим на престоле (троне). Фигуру Христа помещали или на гладком фоне (наиболее характерно для новгородской иконописи) или на фоне с изображением «сил небесных — херувимов, серафимов и других (тип, распространенный в искусстве Московской Руси). Этот иконографический вариант представляет Христа сидящим на как бы прозрачном престоле, через который видны сферы сияний небесной славы с херувимами, серафимами и другими «силами небесными». Сияние часто бывает миндалевидной формы и поэтому обычно называется мандорлой.
Четвертый чин — это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.
Внизу под архитравом позднее начали помещать иконы с изображениями местно чтимых святых или евангельских сюжетов, которым был посвящен храм, так называемые храмовые иконы. Этот нижний ряд икон приобрел общее название местного ряда. В центре ряда всегда находятся царские врата, а по сторонам от них — иконы с изображениями Богоматери с младенцем (слева от врат) и Христа (справа). Правее иконы Спаса всегда ставится храмовая икона. Помимо указанных икон в местном ряду помещались также наиболее почитаемые образы, такие, как «Троица», «О тебе радуется», «Покров Пресвятой Богородицы», «Успение» или иконы особо прославленных святых.
Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах — «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах помещают иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста — создателей Божественной Литургии.
Изменение формы алтарной преграды, превращение ее в сплошную стену из рядов икон складывалось постепенно, в течение нескольких веков, до сих пор не воссоздана целостная картина формирования иконостаса.
С ХIV века в русских иконостасах появляется праздничный ряд, который первоначально помещали над деисусным рядом, а позднее (с ХVII—ХVIII веков) — под Деисусом. Основные сюжеты этого ряда — двенадцать наиболее чтимых праздников церковного календаря, отмечающих вехи евангельской истории.
«Праздники обычно располагали в следующем порядке (слева направо): «Рождество Пресвятой Богородицы» «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение» , «Крещение Господне», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение креста». дополнительно к этим двенадцати, или двунадесятым праздникам (а иногда и взамен некоторых из них) в этот ряд включали иконы на другие евангельские темы. Чаще всего это были «Сошествие Святого духа на апостолов» (иначе называемое Пятидесятницей), «Покров Пресвятой Богородицы», «Воскресение Христово — Сошествие во ад», «Преполовение Пятидесятницы» и другие. Кроме этого в праздничном ряду могли присутствовать иконы страстного цикла, где изображались страдания (или страсти) Христа, связанные с его распятием и смертью на кресте, а также непосредственно предшествовавшие «страстям» события; сюда входили такие композиции, как Омовение ног, Тайная вечеря, Суд Пилата, Бичевание Христа, Водружение тернового венца, Шествие на Голгофу, Распятие, Снятие со креста, Жены-мироносицы у гроба. Иногда в праздничном ряду помещали «Евхаристию», то есть причащение апостолов. Иконы с изображением Евхаристии» ставили в центре ряда, но чаще этот сюжет писали на сени Царских врат.

_________________
Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31-01, 23:09 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
С начала ХV века в иконостасе над праздничным рядом стали помещать так называемый пророческий ряд икон. Как правило, пророков изображали на горизонтально ориентированных, удлиненных досках по две-три, а иногда даже по четыре полуфигуры на одной доске. Их главный атрибут — свитки (обычно развернутые) с краткими текстами пророчеств о Христе-Спасителе или Богоматери (из Ветхого Завета). до ХУI века центральными изображениями в этом ряду были пророки Давид, Соломон и Даниил.
Вероятно, уже с ХVI века в центре пророческого ряда начали помещать поясное изображение Богоматери Знамение; иногда вместо него писали Богоматерь на престоле (с младенцем Христом на ее коленях). Это связано с тем, что пророческий ряд – это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от Которой воплотится Христос. По сторонам обычно располагались следующие пророки: Давид, Соломон, Даниил, Исайя, Аарон, Гедеон, Иезекииль, Иона, Моисей и другие.
В XVI веке над пророческим рядом появился, а в ХVII широко распространился еще один ряд — праотеческий — с фигурами ветхозаветных праведных старцев. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» — символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого.
В руках праотцев, как и у пророков, часто писались свитки с текстами из Ветхого Завета. Основные персонажи этого ряда Адам, Сиф, Мельхиседек, Исаак, Иов. Их располагали обычно слева от центра. С правой же стороны ставили иконы с фигурами Авраама, Авеля, Иакова и других.
Каждый ряд икон поддерживался тяблом — деревянным брусом, в древнейший период просто вставлявшимся в специальные углубления в северной и южной стенах. Фронтальную плоскость брусьев расписывали растительным орнаментом. Тябловый иконостас просуществовал вплоть до ХVII века, когда стал завоевывать популярность более сложный тип — резкой иконостас с системой не только горизонтальных, но и вертикальных членений; в таких иконостасах иконы отделялись одна от другой позолоченной деревянной резьбой (чаще — резными круглыми колонками). Основной мотив резьбы — лоза и грозди винограда (раннехристианские символы церкви и евхаристии). В конце ХV1I—ХVIII веках под влиянием стиля барокко резное убранство иконостасов значительно усложнилось за счет включения в него архитектурных форм — колонн, пилястр, архитравов, карнизов.

_________________
Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-02, 03:56 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
Мариночка писал(а):
С появлением иконостаса собрание верующих оказалось поставленным буквально лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. в устройстве земного храма возникла догматическая полнота, было достигнуто совершенство.

Мариночка писал(а):
Высокий иконостас - это типично русское явление. Византия, откуда берет свое начало древнерусское искусство, не знала высоких иконостасов. Русский иконостас формировался постепенно; в нем увеличивалось число икон и рядов, изменялись его несущие конструкции, усложнялся декор.

Вот теперь мне понятно почему у католиков и др нет иконостаса и алтарной перегородки, как таковой. Мы с ними разошлись задолго до появления сплошной алтарной перегородки, и на Западе она не получила развитие, так как иконопочитания у них нет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-03, 22:31 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Здравствуйте. Вопрос: кто изображен на иконе там... внизу...

Изображение

Видел похожую икону, но на ней был один человек и у него будто руки сзади были связаны, а тут двое даже...

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-03, 06:01 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
Руслан писал(а):
Видел похожую икону, но на ней был один человек и у него будто руки сзади были связаны, а тут двое даже...

Вы знаете, Руслан, если обычно одна фигура со связанными руками, то это не человек, а сатана. ведь он побежден нашим Господом. А вот здесь, наверное, просто души людские...
не знаю только, что имел в виду иконописец, что не все войдут в Царство Божие... Я б на его месте от канона не стала уклоняться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-03, 09:21 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Мариночка писал(а):
Вы знаете, Руслан, если обычно одна фигура со связанными руками, то это не человек, а сатана. ведь он побежден нашим Господом.


Возможно, но он обычно изображается каким-нибудь страшным или синим, а на той иконе такой же человек, как и на этой и лицо тоже грустное и одет также в набедренную повязку.

Цитата:
А вот здесь, наверное, просто души людские...
не знаю только, что имел в виду иконописец, что не все войдут в Царство Божие...


Наверное имелось в виду, что там остались души тех кто не смог или не захотел выйти после призыва Господа.

Вот тут немного догматики.

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/12m ... s1/54.html

Марина, а обычно (по канонам) никто не изображается в том месте, которое символизирует ад?

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-03, 11:44 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
у меня есть статья, посвященная иконе "сошествия во ад- Воскресения Христова" из книги "Труд иконописца" монахини Иулиании. сейчас помещу ее.

_________________
Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-03, 11:46 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
ИСТОРИЯ ИКОНОГРАФИИ ОБРАЗА «ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО»
Момент Воскресения Иисуса Христа в Евангелии не описан.
В древнехристианском искусстве, при господстве символа и аллегории, Воскресение Христово изображалось в символических формах. Одним из символов является изображение пророка Ионы, выбрасываемого на берег морским чудовищем, что основывается на ясном указании самого Иисуса Христа. Этот символ пережил эпоху катакомб и удержался в позднейшем византийском и западноевропейском искусстве.
Позднее (V–IX в.в.) событие Воскресения Христова, раскрываемое как акт спасения человека от духовной смерти, создало в искусстве композицию, называемую теперь по ее внешней форме «Сошествие Иисуса Христа во ад». Эта композиция прошла несколько стадий в своем историческом развитии.
Глубокая древность первых лицевых кодексов Псалтыри свидетельствуют о том, что такое изображение впервые появилось в этих Псалтырях. На древнейших, простых, без подробностей миниатюрах изображен поверженный ниц ад в виде скованного старика или огромного человека со щетинистыми волосами, на котором стоит Иисус как победитель ада. Он простирает Адаму и Еве руки.
Разнообразясь в деталях, такая композиция повторяется в различных Псалтырях и лицевых Евангелиях. Иногда добавляются праведники Ветхого Завета, цари в диадемах, простирающие руки к Христу Избавителю. Со временем в группе праведников помещается Иоанн Креститель, внизу — темница ада, сокрушенные врата, разбросанные ключи и пробои.
Апокрифическая литература и особенно Евангелие Никодима способствовали расширению и усложнению этой композиции.
Византийские мозаики, простые и ясные, с надписью «Воскресение Христово» повторяются во фресках Киево–Софийского собора (XI в.), где Иисус со свитком в левой руке подает десницу Адаму, за которым стоят Ева и два праведника; на левой же стороне находятся два царя в диадемах и тут же Иоанн Предтеча, указывающий на Спасителя. Эта композиция удерживается и в стенописях древнего Новгорода, и во многих соборах Афонской горы под тем же названием «Воскресение Христово».
Греческие иконы, а также и русские до XVII века следуют обычно этому древнему византийскому образцу.
С XVII века простота композиции усложняется и видоизменяется. На иконе появляются два центра: собственно воскресение и сошествие в ад. В первом центре Иисус Христос изображается над гробом в ореоле и в обычных одеждах. Он только что восстал из гроба, в руке у Него — крест или знамя, означающее победу над смертью. Второй центр — изображение сошествия в ад.
Такая композиция если не введена впервые, то обработана в царской иконописной времен Алексея Михайловича и вероятно принадлежит Симону Ушакову, оставившему блестящий пример такой комбинации на известной иконе акафиста.
В верхней части этой иконы среди двух скал представлен Иерусалим в перспективе, с башнями и минаретами; в центре изображен Иисус Христос в ореоле блестящих лучей. Под ним — гроб с погребальными пеленами, круглый камень, вооруженные войны, падающие в испуге. В левой руке Спасителя — знамя победы с четырехконечным крестом на древке; правой Он отдает повеление небесному воинству, идущему с орудиями страданий Христовых на брань с адом и на освобождение праведников. Внизу — ад в виде огромной пещеры, и здесь Христос стоит в ореоле на сокрушенных вратах ада. В его левой руке разодранный свиток с надписью «Адама грех, рукописание», другая часть свитка с надписью «Преступления» — в руке сатаны, связанного и лежащего вместе со своим воинством в глубине ада. Правой рукой Христос берет руку Адама, встающего из гроба; тут же Ева и множество праведников, простирающих руки к Избавителю; позади них — Ангел. На правой стороне праведники идут в рай в сопровождении ангелов, впереди них — Ангел с крестом, за ним Иоанн Предтеча со свитком, потом опять Ангел, два царя со свитками — Соломон и Давид. Далее еще Ангел и пророки. У ворот рая с причудливой стилизованной башней стоит разбойник с крестом, а над вратами — Херувим с двумя мечами, заграждающий вход в рай. За вратами в отдалении изображен сам рай — сад, в котором тот же благоразумный разбойник, беседующий с Енохом и Илией.
Такой вариант «Воскресения Христова» впоследствии разнообразился в деталях. Он усложняется введением, например, распятия, положения во гроб, явлений Ангела женам–мироносицам, Воскресшего Христа: апостолу Фоме, на Тивериадском озере — и, наконец, Вознесения.
Все составные части этой сложной композиции отражают на себе образы и представления, известные по древнехристианским и византийским памятникам письменности, из которых первое место принадлежит Евангелию Никодима. Но ни в одном из памятников Византии Евангелие Никодима не получило той детальной проработки, как в русских иконах XVII века.
«Страсти Христовы» представляют собой русский вариант Евангелия Никодима, в котором отразились некоторые русские понятия. Например, сатану сковывает Архангел Михаил, держа его «за власы брады крепко», чем обозначена высшая степень унижения применительно к древнерусским нравам.
Посмотрим, в какую сторону пошло изменение византийской композиции на Западе.
В своих древнейших памятниках икона «Воскресение Христово» сходна с византийской (фреска подземной церкви во имя святителя Климента в Риме, IX в.).
В XII–XIII веках эта композиция подвергалась ломке.
В миниатюре западной рукописи XIII века царство сатаны имеет вид обширных палат, в которых помещены ветхозаветные праведники; часть праведников во главе с Адамом и Евой (представлены обнаженными) выходят на встречу Христу, попирающему ногами сатану. Внизу, в огне, а также на пылающих верхушках адского здания — устрашенные прибытием Царя Славы демоны. В этой миниатюре, как видим, византийская схема полностью переработана.
В памятниках XII– XVI столетий формы сюжета, и особенно формы ада, получают значительное разнообразие. Чаще всего ад имеет вид огненной пасти страшного дракона или сосуда, наполненного демонами, которых Христос поражает копьем. Иногда ад имеет форму котла, в котором находятся люди, а демоны раздувают мехами огонь под ним и перемешивают содержимое котла.
Фра Беато Анжелико (1378–1455 гг., монах–доминиканец) во фреске верхней галереи храма святого Марка во Флоренции сочетал свойственное ему изящество художественного стиля с древней основой композиции: Иисус Христос изображен в ореоле, со знамением в руке; Он берет за руку Адама, изображенного в белой одежде; возле Адама — группа праведников. Под ногами Христа — дверь ада с железными петлями, а под нею сатана. Слева — два демона с ужасом смотрят на Воскресшего Христа.
Дальше в переработке этой темы пошел француз Орсель в картине, предназначенной для капеллы Лоретской Богоматери. Иисус Христос со знаменем в левой руке стоит на ниспровергнутых вратах ада, придавливающих демонов. Правой рукой Он изводит из ада Еву, за которой стоит царь Давид в венце. На противоположной стороне изображена Богоматерь на коленях, с молитвенно сложенными руками; за ней Архангел Гавриил. Над первой группой надпись: «Ева — виновница грехопадения», над второй — «Богоматерь — орудие искупления», Архангел Гавриил — первый вестник искупления. Здесь композицией «Сошествие во ад» художник воспользовался для выражения широкой мысли о грехопадении и искуплении.
Начиная же с XII века, в западных памятниках появились попытки изобразить Воскресение христово с чисто внешней стороны, в виде Его выхода из гроба. Самые ранние из них чрезвычайно тяжелы и даже грубы. Например, Иисус Христос вылезает из гроба с жезлом и державой в руке. Или Он в терновом венце выставляет одну ногу из гроба. В другом изображении Христос наступает ногой, выставленной из гроба, на грудь упавшего стража; коленопреклоненный народ с благоговением смотрит на Воскресшего. Или Ангелы содействуют воскресению: один открывает крышку гроба, другой держит пелены, или Ангел поражает мечом стражей (картина Тинторетто в Питти). Можно сделать вывод, что в изображениях такого рода нет и следа богословской мысли.
Джотто (Флоренция, 1276–1337гг.) в своем стремлении к «естественному», то есть реалистичному, искусству первый сообщил композиции «Воскресение» подобающую легкость, изобразив Спасителя парящим над гробом со знаменем в руке. На заднем плане он поместил пещеру гроба и дерево, означающее сад; внизу — упавших стражей.
В новом западном и восточном искусстве эта форма получила дальнейшее развитие и со временем стала общеупотребляемой. Наиболее известной является композиция «Воскресение» немецкого художника Плокгорста.
На ней воскресший Христос изображен в белой погребальной плащанице, со знаменем в руке. Он стоит на облаке над устроенной внизу, как бы в земле, каменной гробницей. Под облаком и около него мы видим излюбленных в западном искусстве двух обнаженных ангелочков с крылышками. Один из них как бы выталкивает это облако из гробницы. Слева — коленопреклоненный ангел с пальмовой ветвью в руке стоит на каменной, сдвинутой им крышке гробницы. Вдали слева виднеется Голгофа.
Несмотря на ярко выраженный в картине дух западного искусства, это изображение, разнообразясь в деталях, сохранилось в православных храмах до нашего времени. Его часто можно встретить на запрестольных изображениях Воскресения Христова.
Несколько иной вариант того же образа создал М.В. Нестеров. У него Христос изображен с высоко поднятым в руке крестом как знаменем победы, в погребальных пеленах, как бы спадающих с него. Он идет среди лилий по дорожке сада от виднеющейся вдали слева уже открытой пещеры гроба. Справа на камне сидит ангел со скрещенными на груди руками.
Только В.М. Васнецов, глубоко изучивший и серьезно оценивший содержательность и глубину богословия древней иконописи, в начале ХХ столетия написал картину сошествия Иисуса Христа в ад, назвав ее «Воскресение Христово». Но он был не понят, так как общее внимание и оценка картины, главным образом, касались ее внешней стороны. А древняя икона с ее глубиной еще только начинала раскрываться из–под вековой копоти и потемневшей олифы.

_________________
Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-03, 12:30 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07-11, 14:49
Сообщения: 126
Откуда: Украина
Очень интересно live-33.gif

_________________
"Господь говорит с нами шепотом любви,
если мы не слышим - голосом совести,
а если опять не слышим - в рупор страданий."
К. С. Льюис.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-05, 23:37 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУССКИХ ИКОНОПИСНЫХ ШКОЛ
Дошедшие до нас описания языческих святилищ (капищ) 9—10 вв. упоминают об имевшихся, там росписях и множестве деревянных резных идолов. С крещением Руси новые для нее виды живописи вытесняют круглую скульптуру, характерную для язычества. Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусского искусства были созданы в Киеве. Первые храмы украшали, согласно летописям, приезжие мастера - греки. Им Принадлежат полные величия и значительности лики на фрагментах росписи (конец 10 в.) Десятинной церкви, найденных при раскопках руин. Византийские мастера принесли с собой сложившуюся иконографию и систему расположения сюжетов в интерьере храма, подчиненную осям внутреннего пространства и очертания образующим его элементов (столбов, сводов, парусов) манеру относительно плоскостного письма, не нарушающую поверхности стен. К началу 12 века дорогая и трудоемкая мозаика целиком вытесняется фреской. В киевских росписях конца 11—12 вв. часты отступления от византийских канонов. Усиливаются славянские черты в типах лиц, костюмах, лепка фигур цветом сменяется линейной проработкой, исчезают полутона краски светлеют.
Произведения киевских мастеров вплоть до монголо-татарского нашествия (1237-1240 гг.) Служили образцами для местных школ, которые возникли в период феодальной раздробленности во многих княжествах. Урон, причиненный древнерусскому искусству монголо-татарским нашествием произведенные им разрушения, угон в плен ремесленников, приведший к утрате многих навыков и секретов мастерства не сломил творческое начало в землях древней Руси.
Наиболее полно сохранились древние памятники Новгородской живописи. В отдельных произведениях прослеживаются влияния византийского искусства, что говорит о широких художественных связях Новгорода. Обычен тип неподвижно стоящего святого с крупными чертами лица и широко раскрытыми глазами.
Например, «Святой Георгий», Оружейная палата, Москва; двусторонняя икона с изображениями Нерукотворного Спаса и Поклонения кресту, конец 12 в., Третьяковская галерея.
Во Владимирско-Суздальской Руси, судя по сохранившимся остаткам фресок Переславля-Залесского, Владимира и Суздаля, а также по единичным иконам и лицевым рукописям, местные художники домонгольского периода опирались на творческое наследие Киева. Иконы владимирско-суздальской школы отличаются мягкостью письма и тонкой гармонией красок. Наследие владимирско-суздальской школы в 14—15 вв. послужило одним из главных источников для возникновения и развития московской школы иконописи.
Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южно-славянского искусства (иконы «Спас Ярое Око» и «Спас оплечный», 1340 г., Успенский собор Московского Кремля). Расцвет московской школы в конце 14 — начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций.
Псковская школа сложилась в период феодальной раздробленности и достигла расцвета в 14—15 вв. Ей свойственны повышенная экспрессия образов, резкость световых бликов, пастозность мазка (иконы «Собор Богоматери» и
«Параскева, Варвара и Ульяна» — обе 2-я половина 14 в., ГТГ). В живописи распад псковской школы начался на рубеже 15 и 16 вв.
Название «строгановская школа» возникло из-за частого употребления фамильной метки сольвычегодских купцов Строгановых на обратной стороне икон этого направления, но авторами большинства произведений строгановской школы были московские царские иконописцы, выполнявшие также заказы Строгановых — ценителей тонкого и изощренного мастерства. Для икон строгановской
школы характерны небольшие размеры, миниатюрность письма, сочная, плотная, построенная на полутонах цветовая гамма, обогащенная широким применением золота и серебра, хрупкая изнеженность поз и жестов персонажей, сложная фантастика пейзажных фонов.
Тверская школа иконописи сложилась в 13 в. Для икон и миниатюр тверской школы характерны суровая выразительность образов, напряженность и экспрессия цветовых отношений, подчеркнутая линейность письма. В 15 в. усилилась свойственная ей и ранее ориентация на художественные традиции стран Балканского полуострова
Ярославская иконописная школа возникла в начале 16 в. в период быстрого роста населения города, становления купечества. До нас дошли произведения ярославских мастеров начала 13 в., известны работы 14 в., а по количеству сохранившихся памятников живописи 16 и 17 вв. ярославская школа не уступает другим древнерусским школам. В творчестве ярославских мастеров бережно хранились традиции высокого искусства древней Руси до самой середины 18 в. В своей основе их живопись оставалась верна тому великому стилю, принципы которого сформировались в глубокой древности развивались долгое время в миниатюрной живописи. Наряду с «мелочными» изображениями ярославские иконники еще в 18 в. писали и композиции, в которых любовь к большим массам, к строгим и лаконичным силуэтам, к четкому и ясному строю сцен в клеймах ощутима так же, как и в работах мастеров 15—16 столетий. Работы ярославских мастеров второй половины 17 — начала 18 вв. еще долго признавались В России образцами старого национального искусства. Их собирали почитатели древней иконописи – старообрядцы, внимательно изучали художники Палеха и Мастера, продолжавшие в 1 9—2О вв. писать иконы в традициях русской средневековой живописи


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-06, 12:20 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
Вот, Слава Богу, мы и закончили образ Страшного Суда

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-06, 17:31 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Вот это здОрово!

Пока не забыл, вопрос )))

Люди, что стоят в нижней части иконы на уровне цепи с указанием рода деятельности, символизируют ожидающего суда человечество?

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 62 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB