ИСТОРИЯ ИКОНОГРАФИИ ОБРАЗА «ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО»
Момент Воскресения Иисуса Христа в Евангелии не описан.
В древнехристианском искусстве, при господстве символа и аллегории, Воскресение Христово изображалось в символических формах. Одним из символов является изображение пророка Ионы, выбрасываемого на берег морским чудовищем, что основывается на ясном указании самого Иисуса Христа. Этот символ пережил эпоху катакомб и удержался в позднейшем византийском и западноевропейском искусстве.
Позднее (V–IX в.в.) событие Воскресения Христова, раскрываемое как акт спасения человека от духовной смерти, создало в искусстве композицию, называемую теперь по ее внешней форме «Сошествие Иисуса Христа во ад». Эта композиция прошла несколько стадий в своем историческом развитии.
Глубокая древность первых лицевых кодексов Псалтыри свидетельствуют о том, что такое изображение впервые появилось в этих Псалтырях. На древнейших, простых, без подробностей миниатюрах изображен поверженный ниц ад в виде скованного старика или огромного человека со щетинистыми волосами, на котором стоит Иисус как победитель ада. Он простирает Адаму и Еве руки.
Разнообразясь в деталях, такая композиция повторяется в различных Псалтырях и лицевых Евангелиях. Иногда добавляются праведники Ветхого Завета, цари в диадемах, простирающие руки к Христу Избавителю. Со временем в группе праведников помещается Иоанн Креститель, внизу — темница ада, сокрушенные врата, разбросанные ключи и пробои.
Апокрифическая литература и особенно Евангелие Никодима способствовали расширению и усложнению этой композиции.
Византийские мозаики, простые и ясные, с надписью «Воскресение Христово» повторяются во фресках Киево–Софийского собора (XI в.), где Иисус со свитком в левой руке подает десницу Адаму, за которым стоят Ева и два праведника; на левой же стороне находятся два царя в диадемах и тут же Иоанн Предтеча, указывающий на Спасителя. Эта композиция удерживается и в стенописях древнего Новгорода, и во многих соборах Афонской горы под тем же названием «Воскресение Христово».
Греческие иконы, а также и русские до XVII века следуют обычно этому древнему византийскому образцу.
С XVII века простота композиции усложняется и видоизменяется. На иконе появляются два центра: собственно воскресение и сошествие в ад. В первом центре Иисус Христос изображается над гробом в ореоле и в обычных одеждах. Он только что восстал из гроба, в руке у Него — крест или знамя, означающее победу над смертью. Второй центр — изображение сошествия в ад.
Такая композиция если не введена впервые, то обработана в царской иконописной времен Алексея Михайловича и вероятно принадлежит Симону Ушакову, оставившему блестящий пример такой комбинации на известной иконе акафиста.
В верхней части этой иконы среди двух скал представлен Иерусалим в перспективе, с башнями и минаретами; в центре изображен Иисус Христос в ореоле блестящих лучей. Под ним — гроб с погребальными пеленами, круглый камень, вооруженные войны, падающие в испуге. В левой руке Спасителя — знамя победы с четырехконечным крестом на древке; правой Он отдает повеление небесному воинству, идущему с орудиями страданий Христовых на брань с адом и на освобождение праведников. Внизу — ад в виде огромной пещеры, и здесь Христос стоит в ореоле на сокрушенных вратах ада. В его левой руке разодранный свиток с надписью «Адама грех, рукописание», другая часть свитка с надписью «Преступления» — в руке сатаны, связанного и лежащего вместе со своим воинством в глубине ада. Правой рукой Христос берет руку Адама, встающего из гроба; тут же Ева и множество праведников, простирающих руки к Избавителю; позади них — Ангел. На правой стороне праведники идут в рай в сопровождении ангелов, впереди них — Ангел с крестом, за ним Иоанн Предтеча со свитком, потом опять Ангел, два царя со свитками — Соломон и Давид. Далее еще Ангел и пророки. У ворот рая с причудливой стилизованной башней стоит разбойник с крестом, а над вратами — Херувим с двумя мечами, заграждающий вход в рай. За вратами в отдалении изображен сам рай — сад, в котором тот же благоразумный разбойник, беседующий с Енохом и Илией.
Такой вариант «Воскресения Христова» впоследствии разнообразился в деталях. Он усложняется введением, например, распятия, положения во гроб, явлений Ангела женам–мироносицам, Воскресшего Христа: апостолу Фоме, на Тивериадском озере — и, наконец, Вознесения.
Все составные части этой сложной композиции отражают на себе образы и представления, известные по древнехристианским и византийским памятникам письменности, из которых первое место принадлежит Евангелию Никодима. Но ни в одном из памятников Византии Евангелие Никодима не получило той детальной проработки, как в русских иконах XVII века.
«Страсти Христовы» представляют собой русский вариант Евангелия Никодима, в котором отразились некоторые русские понятия. Например, сатану сковывает Архангел Михаил, держа его «за власы брады крепко», чем обозначена высшая степень унижения применительно к древнерусским нравам.
Посмотрим, в какую сторону пошло изменение византийской композиции на Западе.
В своих древнейших памятниках икона «Воскресение Христово» сходна с византийской (фреска подземной церкви во имя святителя Климента в Риме, IX в.).
В XII–XIII веках эта композиция подвергалась ломке.
В миниатюре западной рукописи XIII века царство сатаны имеет вид обширных палат, в которых помещены ветхозаветные праведники; часть праведников во главе с Адамом и Евой (представлены обнаженными) выходят на встречу Христу, попирающему ногами сатану. Внизу, в огне, а также на пылающих верхушках адского здания — устрашенные прибытием Царя Славы демоны. В этой миниатюре, как видим, византийская схема полностью переработана.
В памятниках XII– XVI столетий формы сюжета, и особенно формы ада, получают значительное разнообразие. Чаще всего ад имеет вид огненной пасти страшного дракона или сосуда, наполненного демонами, которых Христос поражает копьем. Иногда ад имеет форму котла, в котором находятся люди, а демоны раздувают мехами огонь под ним и перемешивают содержимое котла.
Фра Беато Анжелико (1378–1455 гг., монах–доминиканец) во фреске верхней галереи храма святого Марка во Флоренции сочетал свойственное ему изящество художественного стиля с древней основой композиции: Иисус Христос изображен в ореоле, со знамением в руке; Он берет за руку Адама, изображенного в белой одежде; возле Адама — группа праведников. Под ногами Христа — дверь ада с железными петлями, а под нею сатана. Слева — два демона с ужасом смотрят на Воскресшего Христа.
Дальше в переработке этой темы пошел француз Орсель в картине, предназначенной для капеллы Лоретской Богоматери. Иисус Христос со знаменем в левой руке стоит на ниспровергнутых вратах ада, придавливающих демонов. Правой рукой Он изводит из ада Еву, за которой стоит царь Давид в венце. На противоположной стороне изображена Богоматерь на коленях, с молитвенно сложенными руками; за ней Архангел Гавриил. Над первой группой надпись: «Ева — виновница грехопадения», над второй — «Богоматерь — орудие искупления», Архангел Гавриил — первый вестник искупления. Здесь композицией «Сошествие во ад» художник воспользовался для выражения широкой мысли о грехопадении и искуплении.
Начиная же с XII века, в западных памятниках появились попытки изобразить Воскресение христово с чисто внешней стороны, в виде Его выхода из гроба. Самые ранние из них чрезвычайно тяжелы и даже грубы. Например, Иисус Христос вылезает из гроба с жезлом и державой в руке. Или Он в терновом венце выставляет одну ногу из гроба. В другом изображении Христос наступает ногой, выставленной из гроба, на грудь упавшего стража; коленопреклоненный народ с благоговением смотрит на Воскресшего. Или Ангелы содействуют воскресению: один открывает крышку гроба, другой держит пелены, или Ангел поражает мечом стражей (картина Тинторетто в Питти). Можно сделать вывод, что в изображениях такого рода нет и следа богословской мысли.
Джотто (Флоренция, 1276–1337гг.) в своем стремлении к «естественному», то есть реалистичному, искусству первый сообщил композиции «Воскресение» подобающую легкость, изобразив Спасителя парящим над гробом со знаменем в руке. На заднем плане он поместил пещеру гроба и дерево, означающее сад; внизу — упавших стражей.
В новом западном и восточном искусстве эта форма получила дальнейшее развитие и со временем стала общеупотребляемой. Наиболее известной является композиция «Воскресение» немецкого художника Плокгорста.
На ней воскресший Христос изображен в белой погребальной плащанице, со знаменем в руке. Он стоит на облаке над устроенной внизу, как бы в земле, каменной гробницей. Под облаком и около него мы видим излюбленных в западном искусстве двух обнаженных ангелочков с крылышками. Один из них как бы выталкивает это облако из гробницы. Слева — коленопреклоненный ангел с пальмовой ветвью в руке стоит на каменной, сдвинутой им крышке гробницы. Вдали слева виднеется Голгофа.
Несмотря на ярко выраженный в картине дух западного искусства, это изображение, разнообразясь в деталях, сохранилось в православных храмах до нашего времени. Его часто можно встретить на запрестольных изображениях Воскресения Христова.
Несколько иной вариант того же образа создал М.В. Нестеров. У него Христос изображен с высоко поднятым в руке крестом как знаменем победы, в погребальных пеленах, как бы спадающих с него. Он идет среди лилий по дорожке сада от виднеющейся вдали слева уже открытой пещеры гроба. Справа на камне сидит ангел со скрещенными на груди руками.
Только В.М. Васнецов, глубоко изучивший и серьезно оценивший содержательность и глубину богословия древней иконописи, в начале ХХ столетия написал картину сошествия Иисуса Христа в ад, назвав ее «Воскресение Христово». Но он был не понят, так как общее внимание и оценка картины, главным образом, касались ее внешней стороны. А древняя икона с ее глубиной еще только начинала раскрываться из–под вековой копоти и потемневшей олифы.
_________________ Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась...
|