Старец Паисий Святогорец почитается в Греции, как в России преп. Серафим Саровский. Эта книга, написанная его духовным учеником иеромонахом Исааком повествует о его необычной жизни, являющейся назиданием для каждого христианина.
Книга выпущена издательским домом "Святая Гора" в 2006 году.
Перевод с греческого - иеромонах Доримедонт (Сухинин).
Твердый переплет. 736 стр.
** ** **
Часть первая. Пространное житие старца.
Глава вторая. Подготовительные уроки подвижничества.
Забота о других.
Примером своей жизни и советами Арсений духовно помогал и другим детям. Обычно он общался с теми, кто помладше. Он собирал их в церковке святой Варвары, где они вместе читали Жития Святых…
Арсений очень болел душой, желая, чтобы люди познали Бога. Некий старый пастух жил совсем один высоко в горах и был в церкви всего два-три раза за свою жизнь. Арсений нашел подход к этому человеку и сумел привести его ко Христу.
У жившего в Коннице мусульманина по имени Байрам заболела мать. Юный Арсений по ночам приходил в их дом, помогал ухаживать за больной. После этого Байрам захотел стать христианином.
Как подмастерье плотника, Арсений получал небольшие деньги – и раздавал их в милостыню детям из сиротского приюта. Он также приводил бедных детей к себе в дом на обед.
Житель Конницы, господин Апостолос Хаджирумбис, в своем письме, озагалвленном «Мои воспоминания об одном Святом», пишет: «… Из наших пустяковых детских ссор стало ясно, что он был единственным, кто предпочитал не обижать, а быть обиженным.
С каждой новой встречей я все больше убеждался в том, что его постоянным старанием было исповедовать Господа. У него в кармане всегда была духовная книга, которую он часто читал нам вслух. Помню, как он дорожил своими слушателями-сверстниками. Он был готов сделать что угодно: пойти сторожить наших лошадей, носить за нас воду и тому подобное – лишь бы мы со вниманием слушали Священное Писание…
Я отчетливо видел в его юношеском лице радость от того, что он мог учить слову Божию столь чистых слушателей. Насколько я помню, он продолжал собирать нас для чтения духовных книг около четырёх или пяти лет – пока не ушел в армию».
Глава третья. Военная служба.
Любочестный радист
В 1945 году Арсений был призван на службу Родине. Он прибыл на сборный пункт в город Навплион и отправился в учебную часть для получения воинской специальности радиста.
«С кем у тебя высокие связи, что ты получил такую хорошую воинскую специальность?» - выпытывали у Арсения сослуживцы.
«Да нет у меня никаких связей» - отнекивался он.
«Да ладно тебе…» - не верили те, и тогда он отвечал: «Я знаком с … Богом».
И действительно,
«бяше Господь с ним и бяше муж благополучен» (Быт. 39,2)
Его любовь к другим доходила до жертвы. Он выполнял за своих сослуживцев их обязанности, очень много работал. Если кто-то из солдат просился в увольнение, Арсений с готовностью замещал его на службе. Многие злоупотребляли его добротой и считали дурачком. Однако сам он чувствовал радость от жертвы, на которую шел ради других.
Одновременно, отсиживая за кого-то на боевом дежурстве или находясь в наряде, он имел благоприятную возможность быть одному и молиться.
«Что будет с этим человеком? – удивлялся командир части. – Он никогда не просится отдохнуть».
… Постепенно ирония уступила место уважению и даже восхищению. Образ жизни Арсения, его великая любовь, его цельный, чистый характер изменили отношение сослуживцев к нему. Его считали уже не дурачком, а сокровищем и благословением для их подразделения.
Но надо сказать и о том, что воинская специальность радиста освободила его от необходимости прямого вооруженного участия в боевых действиях. Таким образом Божественной Благодатью он был сохранен от того, чтобы убивать людей…»
Жертва ради других
… когда кого-то из сослуживцев назначали участвовать в опасной операции, патрулировании или тому подобном, Арсений спрашивал его: «Какая у тебя семья?» Если солдат говорил, что женат и имеет ребенка, Арсений отвечал: «Хорошо», шел к дежурному по части и просил отправить его на операцию вместо семейного сослуживца.
* * *
В марте 1950 года, отдав защите Родины около пяти лет своей жизни, Арсений получил свидетельство об увольнении в запас.
Когда он прощался со своим другом Пантелисом, тот стал звать его на Керкиру, чтобы построить дома по соседству и создать там семьи. Арсений отказался. Он ответил, что станет монахом.
Закончив воинскую службу, он желал быть вписанным в иное воинство и быть причисленным к другому – монашескому – чину, для того чтобы служить Небесному Царю.