СВЯТОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Форум для общения православных и интересующихся православием.
Текущее время: 28-03, 16:50

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15-12, 23:05 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Псалтирь в святоотеческом изъяснении
Очень интересная и полезная книга.

Издание Свято-Успенской Почаевской Лавры 2007 или 08 год.
В книге приводятся фразы из каждого псалма и дается их детальное толкование, написанное в свое время разными святыми Православной Церкви – Иоанном Златоустом, Григорием Нисским, Августином Блаженным, Афанасием Великим, преп Иоанном Лествичником, и другими.


Если есть возможность и желание, то рекомендую приобрести.
Выглядит она так:

Изображение

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15-12, 23:15 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Сегодня хотел бы процитировать некоторые слова святых отцов Церкви, которые указаны во вступительной части этой книги-толкования.

***********
Ведь отсюда, от незнания Писания, произошли безчисленные бедствия, отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда нерадивое житие, отсюда - безполезные труды (Златоуст).

***********
Не сочти для себя достаточным чтение Божественного Писания без чтения св.отцов. Это - мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к слову Божию св. отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний. Ибо только из чтений отеческих писаний научаемся истинному разумению св.Писания (Игнатий Брянчанинов).

***********
Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за всё; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и - сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима... (Св. Иоанн Кронштадский).

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16-12, 00:04 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Предлагаю Вашему вниманию некоторые толкования.

И так,
Кафизма первая, Псалом Давиду, не надписан у еврей, 1.

1 Блажен муж, иже не иде на совет нечистивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, 2 но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь.

День и нощь надлежит нам внимать закону Божьему и согласно с ним располагать свою собственную жизнь. Ибо так законоположил Бог еще через Моисея, говоря: слова закона сего да будут всегда в устах твоих, в них поучайся, седяй и востая, и лежа и идый путем. И навяжиши я на руку твою и да будут непоколеблемо пред очима твоима (Втор. 6, 78).

Христиане должны подражать Богоматери, которая воспитывалась в храме, во Святая Святых, день и ночь поучалась в законе Господни и пребывала в молитве за народ. Подобно и апостол Павел заповедует всем христианам подвизаться в молитвах всегда, говоря: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). Внешний человек да пребывает в своих телесных трудах, а внутренний пусть будет посвящаем на духовное делание умной молитвы. О, дело, воистинно дивное и предивное! Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом! Памятование о Боге возводит человека к чистоте (Феодорит, Афанасий, Палама, Силуан, Григорий Богослов).

3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

Читающий постоянно божественные Писания, хотя бы и не имел никакого толкователя, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, собирает в себя струи и росу Святаго Духа. И подлинно, что ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение божественных Писаний. Ибо те вещи тленны и непостоянны: почему и утешение от них скоропреходящее, а чтение Писаний есть собеседование с Богом. Когда же Бог утешает находящихся в скорби, то какое из настоящих обстоятельств может повергнуть их в уныние? (Златоуст).

4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.

Кто постоянно обременяет себя суетными заботами о телесном и не заботится о душе, тот уподобляется нечестивому, которого божественное слово обличает, указывая, что все житие нечестивого в попечении (Иов. 15, 20). Ибо небрегущие о своей душе презрительно попираются нечистыми духами злобы, уподобляются безблагодатному сухому праху, который удобно сюда и туда носится противными ветрами (Нил, Феодорит).

5 Сего ради не воскреснут нечистивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

С великой точностью изложил все Всесвятый Дух. Он не сказал, что не воскреснут нечестивии, но говорит, что на суд не воскреснут, потому что не имеют они нужды в обличении, так как нечестие их явно. Подобно как убийц, взятых на месте преступления, судьи приводят на судилище не для обличения, но для произнесения законного приговора, так и проведшии жизнь в нечестии воскреснут на Страшный Суд для услышания праведного приговора. Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым (2 Кор. 5, 10) (Феодорит, Златоуст, Василий В., Кирилл).

6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечистивых погибнет.

Всякого человека жизнь в этом мире есть путь. Праведному Судии известны искони пути праведных и нечестивых, и Он не имеет нужды ни в обличениях, ни в доказательствах. Третьего пути мы не видим, как и в будущем веке в Писании находим только два места. А поэтому, воздавая каждому по достоинству, одних удостоит Он прославления и венцов, а других пошлет на вечное мучение (Феодорит, Тихон).

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16-12, 10:29 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Псалом Давиду, 2

11 Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.

Пророк разумеет здесь радость духовную, которая рождается от исполнения Святых Христовых заповедей. Когда кто не рабски, а сыновне слушается во всем Бога, тогда он радуется с трепетом, т.е. исполняется радости духовной, а не плотской.

Это явствует из слов пророка Аввакума: аз же о Господе возвеселюся, возрадуюся о Бозе Спасе моем, потому что Господь Бог мой сила моя, и учинит нози мои, (благочестивые помыслы души моей), на совершение премудрости о Господе (Авв. 3, 1819). Радуйтеся Ему с трепетом, т.е. с сокрушением, чтобы радость о Боге не превратилась в радость мирскую с тщеславием и осуждением других. Знай и то, что и при духовных отрадах и утешениях еще более надлежит служить Ему со страхом и благоговением (Феодорит, Нил Синайский).

12 Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиеся Нань.

Наказание – Евангельское учение. Гнев Божий есть пресечение или уменьшение подаяния божественных даров, которое бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему.

Путь праведный – путь Христов: Аз есмь путь (Ин. 14, 6). Если блажени вси надеющиися на Бога, то насколько несчастны и бедны надеющиеся на человека, на свою силу и честь, дела... и все прочее, что есть кроме Христа. Одно только блаженно – уповать на Царя Иисуса Христа! Вот смысл всего псалма (Афанасий, Тихон, Григорий Нисский).

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16-12, 22:40 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
1 Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего, 3

Пророк Давид на опыте своего греховного поползновения научает нас целомудренной жизни, чтобы никому не делать зла и не презирать законов Божиих.
Давид бежал от сына, так как нарушил чистоту супружеской верности. И поскольку он внес войну в чужой дом, то из собственного же дома его восстала против него война. Ибо откуда источник греха, оттуда и бич наказания.

Домашние бедствия – есть следствия грехов, и наказателями грешника Бог определяет именно домашних людей; хотя действующий и не знает этого, но знает это Врач – Бог.
Псалом предвозвещает предстоящие тебе от врага искушения, когда бываешь гоним ты своими и многие восстают на тебя. В высшем пророческом смысле в псалме содержится глас Христов к Богу Отцу во время крестных страданий (Златоуст, Афанасий, Августин, Григорий Нисский).

2 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя,
3 Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его.


Этими словами делается намек и на злоумышления мысленных врагов – демонов против нас (Афанасий).

4 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою.
5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.


В трудных обстоятельствах должно прибегать только к Богу и призывать Его на помощь с душевным усердием в прилежной умной молитве. Подобно Моисею, хотя он внешне и молчал, но Бог говорил ему: что вопиеши ко Мне? (Исх. 14, 15), называя молчание воплем, по причине усердной умной молитвы Пророка. Глас – это мысленное прошение ума. Гора святая – небо (Афанасий, Феодорит).

1 В конец, в песнех, псалом Давида, 4

В псалме Давид научает маловерных и тому, что над всеми делами человеческими надзирает и управляет промыслительно Бог (Феодорит, Августин).

2 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси: ущедри мя и услыши молитву мою.

Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая, являющая добрые дела. Бог, желая нашей преданности и доверия к Нему, особенно внимает нам, когда мы умоляем Его не столько через других, сколько от себя.

Бог правды моея, т.е. Бог, видящий правду мою. Порочный и оскверненный, хотя бы просил и тысячи раз – не будет иметь успеха, потому что не имеет с собою того, что может умолить Бога.

Не избавил Бог от бедствия, но распространил, т.е. укрепил перенести скорбь великодушно. Ибо ничто не доставляет такого спокойствия душе, как скорбь, отклоняющая от всех забот житейских и возбуждающая от лености. Скорбь терпение соделовает (Рим. 4, 2) (Златоуст).

5 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

Пророк не уничтожает полезного гнева против людей нерадивых и неправедных для их врачества. Так и Бог гневается на нас, желая исправить нас; подобно тому и отец гневается на сына – потому что заботится о нем.

Напрасно же гневается тот, кто желает отомстить за себя. Он подобен псу, грызущему камень, а не того, кто бросил камень ему. Против человекоубийцы, отца лжи, делателя греха – диавола обрати свою раздражительность и будь сострадателен к брату. Ибо не слова возбуждают в нас скорбь, но презрение к оскорбившему.

Если, раздражившись, ты разгневался как человек, то не удерживай в себе гнев – не согрешай; ибо застарелый гнев есть ненависть, а всяк ненавидяй брата человекоубийца есть (1 Ин. 3, 13). Ты убил в себе того, кого возненавидел.

Если повелевается нам сокрушаться душою о порочных помыслах в сердце, то тем более – о порочных словах и делах. Не прежде засыпай, пока не размыслишь о грехах, совершенных в течение дня, тогда, несомненно, в следующий день ты будешь не так скор на подобные грехи. Помолись Богу и тогда предавайся сну, засвидетельствовав Ему о своих грехах. Ибо именно это советует Пророк (Василий В., Златоуст, Исихий, Августин).

6 Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа.

Дух Святой через Пророка показывает, как преодолевать нам врагов, повелевая приносить жертвы добродетели духовные, внутренние: долготерпение, незлобие, милосердие, смиренномудрие (Златоуст).


1 О наследствующем, псалом Давиду, 5


7 Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.


Бог не только ненавидит делающих беззакония, хотя и это – невыразимое наказание, но и погубит всех глаголющих ложь. Ибо нет порока, против которого Всесвятый Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Мерзость пред Господем – уста лживые, а говорящие истину – благоугодны Ему (Притч. 12, 22).

Господь тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Мужа кровей и льстива гнушается Господь, чем показывается, что Господь равно гнушается и лестию и убийством. А божественный Иоанн, поставляя ненависть в одном ряду с убийством, говорит: ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3, 15).

Бог, как праведный и всесвятой, не может не гнушаться всяким грехом и беззаконием: мерзость для Него и один помысл неправедный (Притч. 15, 26).

Грех соделался как бы второй природой, глубоко пустил свои смертные корни. Поэтому надо много-много употребить трудов и сопротивлений грехам, оскверняющим наши души: много вынести надо скорбей, пролить слез, претерпеть много гонений от людей неправедных и духов злобы, много надо терпеть горестей волей и неволей, много надо поститься и молиться, чтобы изгнать грех из сердца. Ибо грех – есть порождение нашей удобопреклонной ко злу воли (Златоуст, Лествичник, Макарий В., Иоанн Кронштадтский).

8 Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.

Дом Божий – есть Церковь святая на земле, открывающая вход в Царство Небесное, в которое Пророк являет вход не по своим трудам и делам, но по множеству милости Божией. Поклонение храму святому есть поклонение Пречистому Телу Христову, на что Сам Он указывал (см. Ин. 2, 21) (Афанасий, Златоуст).

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-12, 13:40 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
При подготовке к принятию Страшных Животворящих Христовых Тайн верующие читают псалмы 22, 23 и 115-й. Посмотрим как они толкуются.

Псалом Давиду, 22

Церковь Христова с древнейших времен изъясняла этот псалом в смысле пророчества о Христе Спасителе как «Добром Пастыре», питающем и напояющем Своим телом и кровию, и благодатью крещения возрождающем верующих овец во святой Своей Церкви. Поэтому с древнейших времен псалом этот состоит в числе молитв готовящимся ко святому Причащению (Кирилл).

1 Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит.
2 На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя.


Сам Господь, как Пастырь, пасет нас в оградах Своей Церкви и монастырях и обильно питает божественным учением. Под водой покойной нужно подразумевать воду святого Крещения, омывающую от прародительского греха (Амвросий Оптинский).

3 Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего.

С пути неправды обращает нас Господь Своими заповедями на стези правды. Делает все это Он не ради человеческих заслуг и дел, но по единому Своему благоволению имени ради своего, чтобы мы прославляли всесвятое имя Его (Амвросий Оптинский).

4 Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста.

Жезл означает Крест Христов, а палица – молитву. Кто с верою и упованием ограждает себя молитвою Иисусовою и крестным знамением, тот безбоязненно проходит не только сень смертную – опасные и бедственные случаи в этой жизни, но по смерти и самые мытарства (Феодорит, Амвросий Оптинский).

5 Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна.

Слова эти прямо указывают на таинство св. Причащения, Если мы неосужденно, т.е. с искренним сердечным раскаянием грехов и без памятозлобия, примиряясь в сердце со всеми опечалившими нас, причащаемся Тела и Крови Христовых, то все козни душевных врагов – стужающих нам остаются бездейственными.

Пророческое око за несколько десятков веков провидело чудную Трапезу Божию для людей верных и видело Ее как бы настоящую. О чудная, пресвятая, всеправедная и всех оправдывающая, премирная, благопременительная, преосвящающая, всех обожающая Трапеза! – О чудная близость Господа к своим преступным тварям словесным!

Под елеом должно разуметь таинство Миропомазания и таинство Елеосвящения, а под главою – ум наш, который вначале получает духовное утверждение через помазание миром. Без Духа Святаго невозможно уразуметь Божию волю. И кто не сподобился облечься в благодать Святаго Духа, тот не будет участником небесного брака и духовной вечери. Приложим старание, чтобы вкусить этого божественного и духовного Вина, и упиться этим трезвенным упокоением, чтобы уразуметь божественные тайны (Амвросий Оптинский, Иоанн Кронштадтский, Макарий В.).

6 И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего: и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.

О неизреченное Божие человеколюбие! Часто и не дожидаясь нашего прошения, как некоторых беглецов, преследует и постигает нас милость Божия, дарующая нам спасение и в доме Господнем место для упокоения в долготу дний (Феодорит).


Псалом Давиду, единыя от суббот, 23

Песнопевец Пророк Давид во единую от суббот, т.е. в воскресный день, воспел этот псалом, в котором излагает условия достойного восхождения в обители Отца Небесного. Древние отцы и учители Церкви усматривали в этом псалме пророчество о вознесении Христа на небо и восхождении верующих в духовный Иерусалим (Афанасий, Феодорит, Златоуст, Киприан).

1 Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней.

Создав вселенную, Господь обладает землею и всеми живущими на ней. Блажен, кто зная это, верует, что Бог силен устроить с рабами Своими все, что Ему угодно. Такой, если встретит скорбь, не смущается, ибо знает, что Бог ее попускает для испытания и укрепления души. Если же Господня земля, и плоды, и все безсловесные животные – то нет ничего нечистого; нечистым же все делается вследствие расположения и преслушания (Варсонофий, Златоуст).

2 Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть.

Земля держится на воде силою Творца, подобно как и вода остается висячею и никуда не стекает. На что же опирается этот огромный груз земли? – В руце Божией вси концы земли (Пс. 94, 4) (Василий В.).

3 Кто взыдет на гору Господню; или кто станет на месте святем Его;
4 Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему.


Кто взыдет на гору Господню? – т.е. на небо – неповинен рукама и чист сердцем, а этим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию (Макарий В.).

5 Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего.

Кто с великим трудом и понуждением своего естества переносит все случающиеся с ним прискорбности временной жизни, тот приимет благословение и сподобится Царствия Небесного (Студит).

6 Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.

Главнейшее знамение избранников Божиих состоит в том, чтобы всеми силами стремиться ко Господу и непрестанно воздыхать по небесному отечеству. Пребывание ищущих лице Бога Иаковля состоит в непрестанной молитве (Лествичник).

7 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.
8 Кто есть сей Царь славы; Господь крепок и силен, Господь силен в брани.
9 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.
10 Кто есть сей Царь славы; Господь сил, Той есть Царь славы.


Давид представляет небесные силы, восходящие со Христом после страданий Его, сретающимися и повелевающими друг другу взять врата. «Ангельские силы (низшие) взывали к высшим: возвысьте врата для Христа Царя нашего» (канон на Вознесение).

Какие врата? – врата нашего сердца, которым владеют различные страсти: гордость, злоба, плотоугодие, леность, непослушание, жестокосердие. Эти страсти порабощают душу человека и препятствуют Господу войти в нее и обитать в ней. Князи (страстей) господствуют на этих вратах и не допускают Царя славы войти ими. Это наставление христианину к достойному принятию в сердце Господа.
Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр. 3, 20) (Григорий Богослов, Иоанн Кронштадтский, Филарет).

Аллилуиа, 115

Псалом заключает в себе много любомудрия и весьма может утешить в несчастии, потому что эти слова были произнесены проповедником, когда он находился среди великих бедствий, от которых нельзя было освободиться иначе, как только при помощи Божией (Златоуст).

1 Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело.

Нужно веровать Божиим обетованиям, подобно Аврааму; он не исследовал дело обыкновенным порядком человеческим, но взирал на силу Обещавшего, и этим особенно прославил Бога. Верующего никакое несчастье не может повергнуть в отчаяние.

Смирихся не просто, но зело: ибо всякий обладающий знаниями должен быть и наиболее знающим человеческую немощь. Знай, что смирение есть не что иное, как чтоб всех людей почитать лучшими себя. Твердо содержи в уме своем, что ты виновен во многих грехах. Не воздавай злом на зло, ни оскорблением за оскорбление; ибо этим смиряет тебя Сам Господь, видя, что ты не смиряешься сам собою. Будь готов при всяком обличительном слове говорить: прости мне; потому что такое смиренное прошение расстраивает все козни диавола (Златоуст, Епифаний, Антоний В.).

2 Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь.

Изступление означает преизбыток удивления и размышление о том. Давид чрезмерно удивлялся божественному человеколюбию и тому, что было возвещено ему от Господа, то, что всякий человек нуждается в милости Божией. Одному Господу приписал он истинность, о всяком же человеке узнал, что он есть ложь и подлежит наказанию (потому что помыслы человеческие обманчивы и все человеческое благоденствие непостоянно), поэтому смирился и подверг себя злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего (Епифаний, Златоуст, Феодорит, Афанасий).

3 Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми;

Господь столь благ, что не требует воздаяния, но довольствуется тем, чтобы любили Его за дарованное Им. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34). Кто любит ближнего, тот любит и Бога, потому что Бог его милосердие к ближнему переносит на Самого Себя, и благотворение ближнему вменяет Себе. Ибо говорит: взалкахся, и даете Ми ясте, и прочее; потом присовокупляет: понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 35, 40).

Благодарной душе свойственно насколько возможно возблагодарить Благодетеля, и сделав со своей стороны все, считать себя не сделавшей ничего достойного. Благодеяние является вдвойне важным, когда оно и по существу своему велико, и оказывается какому-нибудь ничтожному существу. Надлежит нам очищать сердце от всякой нечистоты, ибо только этою чистотою мы можем свидетельствовать Богу свою благодарность за Его благодеяния нам (Василий В., Златоуст, Антоний В.).

4 Чашу спасения прииму и имя Господне призову.

Чашу спасения прииму Пречистых и Божественных Таин Христовых и воздам благодарность Господу за такую благодать, и за все, что постигнет претерпеть ради Христа: ибо причащаясь Христовых Таин, причащаемся и страданиям Его. Сам Иисус Христос во святом Евангелии чашею называет смерть, сказав Иакову и Иоанну Заведеевым: можета ли пити чашу, юже Аз имам пити? (Мф. 20, 22).

Давид называет эту чашу спасительною, потому что смерть за Христа спасает и оживотворяет умирающих. Чашу спасения прииму – это означает готовность пролить мученическую кровь когда потребуется. Но мученичество наше не в видимом только пролитии крови, но и во внутренней добросовестной борьбе: когда не поддаемся плотской похоти, преодолеваем видимо и невидимо наводимые искушения, волнение помыслов, прискорбность лишений, бед, уничижений. Итак, страдание в подвигах за благочестие и сопротивление греху до смерти есть чаша спасения (Афанасий, Златоуст, Лев, Марк Ефесский, Василий В., Студит, Феодорит).

5 Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его.

Молитвы, то есть обещание Богу испить чашу спасения я готов исполнить пред всеми людьми Его (Василий В.).

6 Честна пред Господем смерть преподобных Его.

Поистине честна (драгоценна) пред Богом смерть святых Его. Ибо когда душа, очищенная и прославленная подвигами за благочестие, предстает Судии, сияя необыкновенным светом добродетели, то как не дорога в очах Господа смерть такого человека? И ныне всякий, кто прикасается к мощам преподобных Его – принимает исходящее от них некое благодатное освящение (Василий В.).

7 О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея: растерзал еси узы моя.

Дважды указывает на свое рабство от великой преданности и любви; под рабынею разумеет свою благочестивую матерь, от которой унаследовал благочестивейшее рабство. А узами называет не иные какие, кроме как греховные, по сказанному: пленницами своих грехов кийждо затязается. И каждый из верных может умилостивлять этими словами Бога, предлагая в Ходатаицу своего упования Пречистую Богоматерь Владычицу Госпожу Богородицу, как Рабу Господню (Лк. 1, 38), себя же исповедуя недостойнейшим сыном Ея по благодати (Златоуст, Афанасий).

8 Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову.
9 Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его:
10 Во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.


Действительно, ничто так не угодно Богу, как то, чтобы быть благодарным Ему не только в счастьи, но и в несчастьи. Это особенно и есть жертва; это – величайшее приношение. Дом – есть Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь Христова, дворы – каждая частная Церковь в отдельности. И молитвы в Церкви особенно душеполезны (Златоуст, Афанасий).




Изображение

Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн.

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21-12, 10:59 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Псалом 50

Кем этот псалом составлен и когда?

Псалом этот (псалом-песнь) составлен пророком царем Давидом, когда он каялся в том великом грехе, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею.

Почему этот псалом называется покаянным?

Потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании; потому-то этот псалом и читается часто в церкви во время богослужения, и нам, виновным в тех или других грехах, следует произносить его возможно чаще.


1 В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку,
2 егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве, 50


Псалом Давиду, Духом Святым вдохновенный, дан всякому согрешающему как образец покаяния и является четвертым покаянным в общей последовательности. Божественное человеколюбие передает памяти не только подвиги святых, но и грехи их, чтобы преткновением праведника исправить путь грешника, чтобы раны одних служили лекарством для других. Пророк указывает всем людям спасительный путь покаяния, как некое искусство непрестанно одерживать победу над врагом (Златоуст, Афанасий).

3 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Весьма многие произносят эти слова и зовут на всяк день безполезно, увы, и суетно; поскольку милости Господней не приемлют, так как не знают, чего просят. Кто произносит эти слова по обычаю, не осознав своей страшной беды, как тот возможет получить милость Божию, такую чудную и безмерную? Но тот, кто восчувствовал свои прегрешения, кто осознал, что сам собою не может освободиться от мучащих душу и тело страстей, тот в разуме притекает к Богу и просит божественную благодать.

Милость Божия – есть благодать Всесвятаго Духа, которой нам, грешным, подобает просить день и ночь, чтобы Господь снизошел нашему бедному устроению, простил содеянные прегрешения, даровал дух целомудрия и страха Божия, дух кротости и дух любви, дух чистоты, смиренномудрия и силы... (Паисий).

4 Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя:

Милость Божия неизреченная, но она требует и нашего соучастия. Бог милует, но милует с условием: дай и ты, чтобы и ты принес что-нибудь в дело спасения. Ведь разбойник спасся, принеся свою веру, и сам содействовал своему спасению (Златоуст).

5 Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну

Ради безопасности своей души имей пред глазами свои грехи, ибо память о прежних грехах предохраняет от будущих их повторений. Сам Бог требует от нас такого памятования: Аз есмь заграждаяй грехи твоя, и не помяну, ты же помяни... да оправдишися (Ис. 43, 25).

Величайший подвиг мученичества – есть добровольное пролитие своей крови. А грешники проливают свои слезы. И пойми, как велика сила слез! Петр отрекся от Христа и горьким плачем очистил свои грехи. И кто плачет о грехах своих, тот в слезах своих приносит Богу, как благоприятную жертву, пот своего сердца и кровь своей души (Златоуст, Августин).

6 Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти.

Это и есть исповедь во грехах. Давид сознает, что величайшее беззаконие совершено им против Самого Бога, избравшего его из пастырей овец и сделавшего царем. Но противным делом возблагодарил этот муж Господа и сам же для себя приготовил бедствия.

Яко да оправдишися во словесех Твоих – Ты праведен в приговоре Твоем и победиши все ложные суждения и злоречия людей, ибо сам для себя стал я виновником бедствий, а Твоя правда сияет во всем (Афанасий, Феодорит).

7 Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Первоначальным намерением Божиим было то, чтобы мы рождались не через брак и тление. Преступление же заповеди Божией Адамом и Евою ввело брак, и поэтому все рождаемые от Адама зачинаются во грехах. Но не брак обвиняет Пророк и не брачное общение, напротив – выставляет на вид беззаконие прародителей. Так как они согрешили, то подпали тлению; а сделавшись тленными – таковых родили и детей, и зло для них стало естественным и природным. Ибо в чем человек рождается, того с детства и желает, о том и помышляет: прилежит человеку злая от юности его (Быт. 8, 21). Поэтому-то мы и не склонны к добродетели, не слушаем добрых увещаний, а на злое дело весьма скоры: но со всем этим борется рассудок и, победив, прославляется и украшается (Афанасий, Феодорит, Димитрий).

8 Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Мы знаем грех Давидов, но каковы были подвиги его и труды покаяния – этого мы не знаем; ибо он чрез свое покаяние приобрел у Господа столь великую милость и получил от Него такую благодать, что сподобился от Него и откровения Божественных Тайн и пророческого дара. Истинному покаянию полагаются великие подвиги и труды, чтобы увидеть безвестная и тайная премудрости Божией. Вот, Ты истину возлюбил еси в сердце (моем), и внутрь меня явил мне мудрость Твою (Димитрий).

9 Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся.

Иссоп – это ароматическая трава горького вкуса, которую в Ветхом Завете погружали в кровь или в воду и кропили грешников в народе: это служило символом очищения, в прообраз будущего очищения всех кровью истинного Агнца Христа, которая одна только может омыть нас от грехов и паче снега убелить.

Иссопу Пророк уподобляет действенность Святаго Духа, как очищающего в нас всякую скверну. Этому окроплению должна предшествовать горечь покаяния, жалость и слезы о грехах (Афанасий, Златоуст).

10 Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.
11 Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.


Снова обращается Давид к исповеданию и ищет прежней близости к Богу. Просит Бога возрадовать слух души его вестью о помиловании (Златоуст, Афанасий).

12 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Сердце чистое есть сердце милующее всякую тварную природу: человека, птиц, животных, пресмыкающихся и... даже демонов. От великой и сильной жалости и от великого терпения умаляется сердце такого человека и не может оно вынести какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью: а потому о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы.

Пророк просит чистоты сердца в отношении друг к другу. Достигнуть же сего не иначе возможно, как чрез единого Иисуса. Доказывается чистота сердца нерассеянной молитвой.

Нелегкое дело – приобрести чистое сердце; много нужно человеку борения и труда, чтобы чистыми иметь совесть и сердце, и всецело искоренить в себе зло: от сердца бо исходят помышления злая... и сквернящая человека (Мф. 15, 19).

Всякий, имеющий вражду к ближнему, имеет сердце нечистое (и есть прокажен) и по закону Моисеевому недостоин даже входить в дом Господень. Сердце чистое – есть кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, доброе, неподозрительное, незлобивое, некорыстное, независтливое, непрелюбодействующее.

Душа находится в самой средине существа человека – в сердце, почему часто и называется она сердцем, а оно – душею. Сердце – есть душа наша. Оно – око существа человеческого: чем оно чище, тем яснее, быстрее и дальше видит.

Дух правый – есть Дух Святый, Дух смирения, выводящий на правый путь.

Во утробе моей – внутри меня (Исаак, Макарий В., Антоний В., Андроник, Марк Подвижник, Григорий Богослов, Василий В., Исаиа, Иоанн Кронштадтский, Палама, Златоуст).

13 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Когда увидишь, что ум твой вращается в лукавстве и суете, которые приносят душе только смущение и зло – знай, что Бог отвратил лице Свое от тебя (Свое божественное попечение) (Студит, Златоуст).

14 Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.

Воздаждь ми (возврати) радость спасения – благодать Святаго Духа. И Духом владычним (владычественным) над страстями утверди мя (Феодорит).

15 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

Давид обещает за возвращение Духа быть образцом покаяния для людей согрешивших (Златоуст, Афанасий).

16 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей.

По таинственному смыслу священного Писания под этим можно разуметь применительно и злых духов, находящих удовольствие в крови убиваемых людей и закалываемых животных.

Удвоение Боже, Боже, выражает напряженное состояние души, просящей и молящейся (по Зигабену).

17 Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Господи, устне мои отверзеши сердечные, и уста внешние возвестят хвалу Твою (Иоанн Кронштадтский).

18 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.

Не так благоугодна Богу жертва всесожжения, т.е. истощенное постом тело (хотя и предпочиталась всем другим жертвам), как жертва сокрушенного духа – смирение. Ибо Манассия согрешил более всех человеков, осквернив храм Божий и все богослужение почитанием идолов; так что если бы за него и весь мир постился, то нимало не мог бы удовлетворить за его беззаконие. Но одно смирение возмогло исцелить и неисцельные язвы его (Лествичник).

19 Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Давид приобрел сокрушенное и смиренное сердце, и это, в особенности, и очищало его грехи. Плачь и стенай, когда согрешишь, не о том, что будешь наказан, потому что это ничего не значит, но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток и столь много любит тебя. В этом и состоит исповедание, это и есть покаяние!

Самая великая жертва Богу возносить Ему непрестанное благодарение за все Его благодеяния и, особенно, за те, которые известны тебе и неизвестны другому, сознавая свое ничтожество.

Кто познал, что имеет нужду в помощи Божией, тот совершает множество молитв. И в какой мере умножает их, в такой смиряется его сердце. Ибо всякий молящийся и просящий не может не смириться. А всякий смиряющий себя никогда не разгневается на ближнего, не допустит себя до раздражения.

Условием сердечного сокрушения является скорбь; сердце, разбитое горем и тяготою бед, ни во что вменяет временные блага, но все упование возлагает на Единого Господа, Ему день и ночь вопиет о помощи... В таком сокрушении духа человек безбедно проходит сквозь хитрые козни гордого диавола, все тщание которого состоит в том, чтобы возмутить дух человеческий и в возмущении посеять свои плевелы (Златоуст, Исаак, Серафим, Феофан).


20 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
21 Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.


Это пророчество, относящееся исторически и буквально к пленным иудеям в Вавилоне, умоляющих Бога о возвращении в родную землю и принесении законных жертв; но в высшем смысле Давид пророчествует здесь о христианской Церкви Сионе и жертве правды евангельской, о всесожжениях разумных и живых, о которых говорит блаженный Павел: молю вас, братие, представьте телеса ваша (в) жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение; преобразуйтеся обновлением ума вашего (Рим. 12, 1-2). Здесь усердное моление о воссоздании храма внутреннего человека для принесения Спасителю мысленных жертв.

Тельцы означают безсловесные наши страсти, которые мы должны умерщвлять, заколая их ножем самоосуждения, самоукорения, самоотречения, покаяния. Мятежную плоть должно умерщвлять постом, бдением, трудами, постоянными молитвами. Мы хотим наследовать жизнь вечную легким и широким путем угождения плоти и своим страстям, леностью и нерадением к молитве и к исправлению себя – слишком ошибаемся! (Златоуст, Феодорит, Варсонофий В., Иоанн Кронштадтский).

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-12, 21:02 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Псалом 90-й.

Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей, 90


Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает неизреченную пользу от упования на Бога и неизмеримое обилие благ, таящихся в нем. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов: начальства и властей, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12), и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Пророческий дух ублажает человека, которому помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий).

2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна.


Давид отсюда обращает речь к самому уверовавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от словесе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий).

4 Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Крылами называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов.

Истина Его – Христос Бог; оружие – Крест Христов. Как птицы под крылом кокоша, так весь мир под крылом Господа; всех и вся Он согревает – одних духовно, других – вещественною теплотою. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, – так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, видит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,

Стрелою наименовал какую-то нечистую силу, «ангела смерти» (Афанасий).

6 От вещи во тме преходяшия, от сряща и беса полуденнаго.

Вещь преходящая во тьме – есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная – есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние.

Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу и расстраивающих ее крепость.

Срящ – есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).

7 Падет от страны Твоея тысяща, и тма одесную Тебе, к Тебе же не приближится.

В высшем смысле псалом указывает, что живущий в помощи Божией будет подвергаться нападению с левой стороны (от страны) тысячам злых стрел – ярости и похоти, а с правой (одесную) – тмам, т.е. десяткам тысяч; ибо то, что право в нас, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил.

Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но рукою тайною ратует Господь на амалика от рода в род (Исх. 17, 16). Ибо не перестает Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий).

8 Обаче очима Твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
Своими очами ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им.

Воздаяние грешникам мысленным мысленно и сам увидишь после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий).

9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище Твое.

Дух человека Божьего и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печется о верном, потому что последний всецело предался в волю Божию и возложил все упование на Него: яко ты, Господи, упование мое. За это, – отвечает Пророк верному, – ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афанасий, Феодорит).

10 Не приидет к Тебе зло, и рана не приближится телеси Твоему.
11 Яко Ангелом Своим заповесть о Тебе сохранити тя во всех путех твоих.


Пророк ободряет человека: бедствия не только не одолеют его, но даже не приблизятся.

Бог, посредством ангелов, отразит диавольские приражения. Более людей стыдись ангелов, которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного действия.

Под ангелами разумей также и богоносных мужей, которые имеют ведение о Боге, руководят нами и охраняют нас в жизни от соблазнов, понеже устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко ангел Господа Вседержителя есть (Мал. 2, 7) (Златоуст, Феодорит, Нил).

12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.

Это выражение и диавол применил ко Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: писано есть: не искусиши Господа Бога твоего (Втор. 6, 16; Мф. 4, 7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему; не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде.

Под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под ногой – душу человека (Златоуст, Пелусиот, Афанасий).

13 На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев тот попирает льва, потому что лев отличается яростью; а кто попирает удовольствия и нечестия – тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удовольствие и всякое житейское зло справедливо сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле.

Под аспидом и василиском подразумевается крайнее лукавство: потому что аспид испускает смертный яд, а василиск причиняет вред и своим взором.

По своей свирепости аспид противится всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имеет огненные глаза и содержит в глазу яд – как это говорится и о людях завистливых.

Дракон (удав) – это самый огромнейший змей: проглатывает людей, быков и волов; по ужасной силе своей изображает собою диавола (см. Апок. 12, 34).

Давид упомянул этих наиболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога избегли этих неприязненных нападений, живя вместе со зверьми. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей; потому что все вредные действия, производимые этими зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий В., Афанасий, Кирилл, Диодор).

14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

Это уже говорит Бог – показывая плод упования – надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот.

Только праведник, яко лев уповает (Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздает ему. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды.

Кто же знает имя Его? Тот, кто с кротостью покорил Ему волю своего ума, и кто должным образом Ему покорен; а не тот, кто по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий).

15 Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби изму его и прославлю его.
16 Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.


Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим Защитником в брани против врагов. Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия.

Послушным и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным голосом. О, слова, преисполненные любви! О, слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает святыми тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадтский).

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-12, 12:15 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148

Настоящий и два последующих псалма называются хвалениями, потому что содержат благословение и хваление Бога посредством всех исчисляемых в них творений. Не находя достаточных сил к достойному прославлению Бога, святые обращают свое слово ко всем тварям, приглашая их принять участие в принесении хвалений Творцу. Весь этот псалом особенно научает тому, что за все надо прославлять Бога (Златоуст, Марк Ефесский).

1 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

Это долг твари в отношении к Творцу – воздавать Ему хвалу, потому что молитва к Богу и богохваление должны быть делом всякой разумной твари немолчным и непрестающим.

Моисей научает нас, что два неба сотворены Богом: одно вместе с землею, а второе – посреди вод и вод, и его-то назвал Бог «твердию», на которой находятся солнце и луна, звезды и свет. А на высшем небе, расположенном выше тверди – находятся все небесные горние силы.

Итак, светилам, которые мы видим, повелевается хвалить Творца с чувственных небес, а ангелам, как невидимым, повелевается хвалить Творца с вышних горних небес (Григорий Богослов, Симеон Солунский, Евсевий, Феодорит).

2 Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его.

К славословию вначале призывает высшие твари. Это знак пламенной души и горячей любви – побуждать всех к славословию Возлюбленного; это – знак души, постоянно услаждающейся мыслию о Боге и преданной Ему. Не в том смысле говорит он так, что будто ангели не хвалят, а он приглашает их к тому, но, как бы хваля их, что они имеют это собственным и непресекаемым своим делом по любви к Богу, и себя к ним присоединяет (Златоуст, Симеон Солунский).

3 Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет.

Не эти твари созывает Пророк, но нам дает повеление, взирая на них, изучать Божию премудрость и непрестанно слагать песнопения Богу. Хвалою называет красоту тварей, которая доставляет хвалу Создателю (Златоуст, Феодорит).

4 Хвалите Его Небеса небес, и вода, яже превыше небес.

Видимое небо (в виде льда сотворено) и держит в себе половину вод: поскольку оно принимает на себя огонь солнца и луны и безконечное множество звезд. И чтобы от такого жара оно не сожглось и не уничтожилось, и могло противостоять пламени и не сгорать. И эту влагу небесное тело уделяет даже земле. Ибо, откуда роса? Облака нет, в воздухе воды нет; ясно, что источает ее из своих избытков небо (Златоуст).

5 Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася.

Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела; так как у Господа слова и дела нераздельны: той рече и быша; той повеле и создашася.

И ты также веруй, что сказал на молитве, о чем попросил – то и будет. Ты славословил – и Бог принял славословие. Ты благодарил – и Он принял твое благодарение в воню благоухания духовного. То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела – оттого и безплодны наши молитвы (Иоанн Кронштадтский).

6 Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет.

Господь не только создал, но и не перестает промышлять об этих тварях: так что и небо на землю не падает, и земля ничем не поддерживаемая стоит, и подобно все творение существует. Ничто не находится вне зависимости от Господних определений, потому что все служит и следует божественному повелению; потому что Кто вначале все произвел словом, Тот и опять может словом переделать творение (Златоуст, Феодорит).

7 Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны:

Дух Святый, повелев небесным чинам хвалить Господа, обращает повелевающее слово к чинам преисподним, прежде земных; которых обозначает словами: змиеве и бездны, разумея под первыми больших морских китов, а под последними – морские глубины. Когда ты видишь громадность кита, можешь ли не удивляться и не восхвалять Творца? Он прославляет Творца своей величиной и тем, что жилищем ему назначена непроходимая часть моря. Удивительно и то, что это животное не преступает назначенных ему пределов для жительства, не истребляет рыб. Даже море, вздымаясь силою ветров, страшно ярясь и пенясь, не преступает своих пределов и не дерзает залить сушу, но сохраняет повеление Господне. Размышляя, отсюда можно составить хвалу Богу, удивляться Его могуществу, премудрости, силе (Златоуст, Афанасий).

8 Огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его:

Дух бурен – есть сильный ветер. А словами: творящая слово Его Пророк указывает, что все эти неприятные стихии с великой покорностью исполняют повеление Божие (Златоуст, Феодорит).

9 Горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри:

К славословию приобщаются древа плодоносна и вси кедри в доказательство того, что по природе ничто не лукаво и не отчуждено Богом; напротив того, каждая тварь по собственной воле или отдаляется от Бога, или приближается к Нему (Василий В.).

10 Зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты:

Летать означает то же, что простирать руки. Поэтому и пресмыкающееся – есть птица, поскольку оно ползает и простирается. Итак, гадами называет пернатых птиц, бывших в море.

И от зверей польза не меньше, чем от кротких. Те полезны для телесных потребностей, а эти – внушают страх, делают тебя благоразумным, приводят на память грех прародителя и показывают – каких зол бывает причиною непослушание.

Перечисляя неприятные стихии, губительных зверей и пресмыкающихся, всех призывает к прославлению Творца, чтобы этим сильнее показать всеобщий Промысел Божий и научить людей, что все это достохвально и необходимо, и имеет причину и цель, для которой создано; хотя, может быть, для нас она непонятна или неудобовразумительна (Златоуст).

11 Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии:

Здесь снова Давид приводит другой вид Промысла Божия: начальствующих и подчиненных. Ибо и это есть дело премудрости Божией: чтобы люди не жили безсмысленнее зверей Бог учредил власть начальников, как бы бразды управления колесницею. А то, что к власти допускаются люди порочные – это зависит от злонравия самих подчиненных (Златоуст).

12 Юноши и девы, старцы с юнотами.

Юнотами называет тех же юношей, чтобы отделить их от старцев. Юноши в целомудрии, а девы в чистоте да восхвалят Имя Господне; и в книге пророка Иоиля юношам обещается зрение видений. А старец по душе есть тот, кто усовершился в благоразумии, каков был Даниил, в молодом теле показавший досточтимое ведение (Василий В.).

13 Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси.

О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11). Верные исповедуют Христа истинного Бога на земли в надежде получения вечного воздаяния на небеси (Псалтирь с толкованием).

14 И вознесет рог людей Своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему.

Рог людей – есть крепость их (подобно как и у животных). Не сказал просто: песнь всем, но преподобным и приближающымся Ему, чтобы чрез это воззвание указать на необходимость подвигов, чтобы стать истинным Израилем, которому и будет песнь и слава, как прославляемому Самим Богом и взаимно прославляющему Его. Ибо псалом этот предсказывает о подвигах, совершенных Маккавеями (Златоуст, Феодорит).

*************************************************************

Аллилуиа, 149

Псалом содержит благословение и хваление Богу от лица христиан, ибо поют новую песнь принадлежащие к новой твари (Гал. 6, 15), новозаветные, облеченные в нового человека (Григорий Богослов).

1 Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных.

Воспевать Бога есть дело не беззаконных, но преподобных; и возносить хваление Ему должно с совершенным согласием, так как Церковь по своему наименованию означает соединение и собрание. Пророк требует благодарности посредством жизни и дел, и этим указывает на недостаточность одних слов (Златоуст).

2 Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем.

Пророк внушает не просто благодарить Господа, но с удовольствием, веселием и пламенною душою: от благодарящего требуется особая расположенность. Таковы все души святых (Златоуст).

3 Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему.

Лик есть собрание единомысленных людей, согласно славящих Христа Господа. А как позволено было древним иудеям петь Богу при музыкальных орудиях, по причине слабости ума и склонности к удовольствию, то для христиан тимпан требует умерщвления плотских удовольствий, ибо делается из кожи мертвого животного, а псалтирь – обращение к небу, чтобы о горнем мудрствовать во славу Божию (Златоуст).

4 Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение.

Что может равняться с этим благоденствием, когда Бог оказывает Свою милость? Но Он требует и зависящего от людей. Ибо возносить – есть дело Божие, а быть кроткими – дело людей. Божие не является, если не будет наперед человеческого (Златоуст).

5 Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих.

Это говорится о будущей их славе. Тесный путь и узкие врата ведут в Царство Небесное, и не иным каким-либо образом подаются эти блага, но только подвижнической жизнью на земле – вот ходатай небесного упокоения. Возрадуются на ложах своих по успении, в вечных небесных обителях, в уготованных для них жилищах. Или же ложе – означает чистое сердце, вводящее по смерти (успению) в Царство Небесное (Димитрий, Евсевий, Афанасий).

6 Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их.
Возношение есть непрестанное призывание и благодарение Господа. Меч обоюду остр – Крест Христов, посекающий видимых и невидимых врагов (Псалтирь с толкованием).

7 Сотворити отмщение во языцех, обличения в людех:

Отмстят святии нечестивым, производя суд над ними на Страшном суде: не весте ли, яко святии мирови имут судити (1 Кор. 6, 2) (Псалтирь с толкованием).

8 Связати цари их путы, и славныя их ручными оковы железными:
На Суде Судия будет обвинять «славных земли» – преследователей верных, гонителей, нарушивших закон и презревших слово истины. Обвинением Он будет посрамлять Своих врагов пред ангелами и всеми святыми, когда повелит, связавше (им) руце и нозе... ввергнуть во тьму кромешнюю (Мф. 22, 13) (Златоуст).

9 Сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным Его.

По истине, люди сами на себя пишут осуждение в этой жизни: сотворит Господь суд написан.

Для того-то Бог попустил в мире быть богатым весельчакам и бедным Лазарям – да откроются их помышления и наклонности, да явятся грубые страсти; а с другой, – плоды добродетелей. Святость жизни – вот матерь славы (Иоанн Кронштадтский, Феодорит).

*************************************************************
Аллилуиа, 150

Богоотец царь и пророк Давид оканчивает книгу божественных псалмов хвалением и благодарением Вседержителя, научая этим и нас благодарить Бога за все благодеяния и несчастия, какие угодно Ему послать нам (Златоуст).

1 Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.

Хвалите Бога чрез святых Его за то, что людей Бог сделал ангелами.
Кто, изучая жизнь святых, не подвигнет язык свой к прославлению Господа, даровавшего им такое обилие благ?
Мы поклоняемся Богу, если прославляем прославленных Богом святых, удивляемся их мужеству, просим их молитв пред Богом. Хвалите Его за твердь, созданную Его силою, т.е. за видимое нами небо.

Бог сотворил это видимое небо, создав его наподобие льда из отвердевших вод (см. Быт. 1, 6). Это сгущение льда подняло половину воды вверх, а половину оставило внизу. Поэтому это видимое небо и называется твердию, потому что образовалось из разреженного естества вод (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

2 Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.

Призывает здесь горние силы к славословию Бога.
Хвалите Бога за силы Его, за могущество, которое возвещают созданные Им твари самим своим видом.

Хвалите Бога за безмерное Его величие, которому несть конца (Пс. 144, 3), Он имеет престолом небо, а землю – подножием (см. Ис. 66, 1) и везде Сый и вся исполняяй (Златоуст).

3 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.
4 Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.
5 Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания.


Эти музыкальные орудия употребляли в древности левиты (священнослужители) в божественном храме, песнословя Господа не потому, чтобы звуком их услаждался Господь, но потому, что угодно было Ему намерение, с каким совершалось все это.

Трубы были священным орудием, на которых могли играть только священники (см. Числ. 10, 8), в воспоминание тех труб, которые слышны были на Синае и в памятование общего Страшного суда, который будет по звуку трубному (см. 1 Кор. 15, 52).

Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными инструментами, так нам повелевается славить Его всеми членами: языком, глазами, слухом и руками (Златоуст, Феодорит, Пелусиот).

6 Всякое дыхание да хвалит Господа.

Все люди есть дыхания Божии (поэтому ангели и называются духами, а человеческие духи – душами, потому что произошли от божественного дыхания и дышат Богом: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается») – степенны четвертого гласа.

Да и все прочие твари называются дыханиями, потому что и они от Духа Святаго, хотя и не причастны разума и свободы. Поэтому всякую тварь надо беречь, не бить, не изнурять ее. Блажен, иже и скоты милует.

Писание говорит о многих духах (все духи хвалите Господа). Достойным же подаются дары различения духов (см. 1 Кор. 12, 10). Одни духи – небесные, радующиеся истине; другие земные, подверженные обольщению и заблуждению; иные же – подземные, чада бездны и тьмы, моляху Его, – говорит Евангелие, – да не (пошлет) их в бездну (Лк. 8, 31).

Итак, слово это призывает ко хвалению Бога всякое дыхание, т.е. весь мир: и ангелов, и людей, и демонов, и праведников, и грешников, чтобы они, разделившиеся по причине грехов, прекратили враждебные отношения друг к другу и, совокупившись бы в один лик, – воссылали хвалу Богу (Иоанн Кронштадтский, Епифаний, Евсевий, Златоуст, Григорий Нисский).

************************************************************

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06-01, 10:01 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
В качестве рождественского подарка создатели сайта bogoslovy.ru
предлагают желающим всю эту книгу, о которой говорилось выше, в формате Ворд.

Чтобы ее скачать нажмите на кнопку Zip рядом с названием книги.
http://www.bogoslovy.ru/list_psaltir.htm

По этой ссылке текст идентичен тексту, содержащемуся в издании, о котором я говорил.
Единственное различие в том, что псалмы в типографском исполнении написаны по церковно-славянски, а в тексте по ссылке - русскими буквами.

Но толкования - одни и те же.

С наступающим Рождеством Господа и Спаса нашего Иисуса Христа!

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB