СВЯТОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Форум для общения православных и интересующихся православием.
Текущее время: 26-04, 23:54

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 131 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Великий пост
СообщениеДобавлено: 09-03, 17:13 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10-10, 20:28
Сообщения: 172
Откуда: Нижегородская обл.
Опыт построения своей жизни во время Великого поста у всех разный.
Поделитесь :wink:
Я стараюсь больше читать духовной литературы , ограничивать время у телевизора, больше уделять время молитве, не вести пустые разговоры, на службы из-за работы не получается ходить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-03, 22:26 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08-10, 11:56
Сообщения: 677
Ольга Мих. писал(а):
Я стараюсь

Я тоже стараюсь...Вот только ничего не получается :mrgreen:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-03, 11:19 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-10, 13:26
Сообщения: 79
Откуда: Москва
Тоже не получается. Делаю "ход конем". Прошу у батюшки что-то конкретное - читать каждый день... или прочесть за время поста. Так как знаешь, что потом надо за это держать ответ, то получается несколько лучше. :smile: Раньше переживала, что нет конкретных дел, но со временем начала понимать, что у Бога для каждого из нас свой промысел; надо верить и молиться, а Господь даст возможность и дела делать богоугодные...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-03, 19:00 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10-10, 20:28
Сообщения: 172
Откуда: Нижегородская обл.
Из правослоавного календаря:
Важно за время поста очиститься и обогатиться...но кое-что может быть и общим для всех :
1.Решим все ежедневно , кроме правздников, читать великопостную молитву св. Ефрема Сирина :"Господи И Владыка живота моего...", по возможности с положенными поклонами.
2. Решим все ежедневно прочитывать хотябы несколько глав из Священного Писания.
3. Постараемся по вечерам задумываться о проведенном дне :что нехорошее,грешное ха этот день сделали ?
4. Постараемся чаще приходить в церковь на богослужения и , по возможности, не только в праздничные дни.
5. Наконец , все приготовим себя к исповеди, чтобы с надеждой причаститься Святых Христовых Таин.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-09, 21:12 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 17-02, 02:00
Сообщения: 66
Откуда: украина Одесская обл с.Лиски
1) Какой смысл молитвы,если мы при ее чтении грешим,не делаем поклоны?, уж лучше ее не произносить.
2) +
3) +
4) +
5) +
И добавлю, помнить,как я слышал из лекции Осипова,что толку когда в пост и пискарика не съел,а соседа с потрохами "скушал".

_________________
С ув. и.Олег.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-09, 08:33 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07-11, 14:49
Сообщения: 126
Откуда: Украина
иерей Олег писал(а):
что толку когда в пост и пискарика не съел,а соседа с потрохами "скушал".

100% :mrgreen:

_________________
"Господь говорит с нами шепотом любви,
если мы не слышим - голосом совести,
а если опять не слышим - в рупор страданий."
К. С. Льюис.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-01, 10:30 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Друзья!

Скоро начинается Великий пост. Хотелось бы немного развить эту тему, начатую Ольгой Михайловной и попытаться более глубоко и осмысленно подойти к этому большому событию в жизни любого человека. Подойти сперва к времени Великого поста подготовительными неделями, а потом постараться встретить великий праздник Воскресения Господа нашего подготовленными.

Из слова Епископа Илариона (Алфеева) о посте.

Братие, постясь телесно, будем поститься и духовно: развяжем всякие союзы неправды, расторгнем препятствия к необходимым изменениям, разорвем неправедные писания, дадим алчущим хлеб и приютим нищих и бездомных, дабы получить от Христа великую милость... Придите, верующие, и будем во свете делать дела Божии, как днем, будем ходить честно, благообразно, избавимся от несправедливого обвинения ближнего, не стараясь столкнуть его с пути на соблазн другим. Оставим сладострастие плоти, возрастим данные нашей душе дарования, и приступим ко Христу, в покаянии взывая: Боже наш, помилуй нас.

Церковь призывает нас отнестись к посту творче¬ски: “возрастим данные нашей душе дарования”. Пост – это время, когда мы высвобождаем себя для того, чтобы душа наша раскрылась по отношению к Богу, к Церкви и к людям. Великий пост этому особенно помогает. Не случайно он по времени выпадает на весну. В течение года природа проходит определенный цикл: возрастание, затем цветение, зрелость, увядание и долгая изнурительная зима. Это можно сравнить с состоянием нашей души. Бывают времена, когда душа наша возрождается, расцветает, но потом снова охладевает, мы становимся равнодушнее, погрязаем в наших земных делах: наступает осень, затем зима души. Но всякий раз Великий пост приходит как новая духовная весна, давая нам возможность духовно обновиться, процвести цветами добродетелей, принести плоды покаяния.

В Великом посту каждый из нас может взять на себя какой-то духовный подвиг. Можно, например, дать себе зарок в течение поста никого вслух не осуждать. Если нам удастся шесть недель продержаться, никого не осуждая, это уже будет великое дело. Конечно, это не значит, что мы должны воздерживаться от осуждения лишь во время Великого поста, но поскольку мы осуждаем друг друга еже¬дневно, дадим себе шанс и возможность хотя бы на время замкнуть уста для всякого слова осуждения. И если нам это удастся, мы увидим, насколько изменится наше отношение к другим людям после нескольких недель такого духовного упражнения.

Можно также дать себе зарок в течение поста ни с кем не ссориться, никого не обижать. Это бывает очень трудно – не раздражиться на наших ближних или на сослуживцев. Но если мы сможем хотя бы в дни поста воздержаться от раздражения – это будет драгоценнее и для Бога, и для каждого из нас, чем воздержание от той или иной пищи. Господь сказал: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что исходит из уст, оскверняет человека… Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, пре¬любодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления” (Мф. 15:11, 19).

В Великом посту можно взять себе и другие делания, например, прочитать все четыре Евангелия. Нередко мы, православные христиане, думая, что Священное Писание мы знаем едва ли не наизусть, неделями и месяцами его не открываем. И не замечаем того, что, даже если и сохраняются в нашей памяти какие-то евангельские эпизоды, Евангелие все меньше и меньше становится книгой нашей собственной жизни, мы все реже видим в нем отражение собственного духовного опыта. Поэтому, если нам не хватает времени в обычные дни читать Евангелие, то хотя бы в дни Великого поста перечитаем эти страницы, на которых Сам Господь обращается к нам, дает нам пример подлинно христианской жизни.

В дни Великого поста полезно также читать Ветхий Завет. Не случайно на великопостных богослужениях читаются и Книга Бытия, и Книга Иова, и Книга Притчей Соломоновых. Церковь избрала эти книги потому, что они имеют особое назидательное значение. Из Книги Бытия мы узнаем о сотворении мира, о смысле его существования. Книга Иова говорит нам о том, как Бог утешает человека в страданиях и скорбях. Из Книги Притчей мы можем получить множество полезнейших нравственных уроков. И если обычно мы не находим время, чтобы перечитать эти книги, то в Великом посту нужно найти для этого и силы, и время.

В течение Великого поста полезно обратиться и к духовной святоотеческой литературе. Не случайно во вторую неделю поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, в четвертую неделю – преподобного Иоанна Лествичника, в пятую – преподобную Марию Египетскую. Опыт, отраженный в житии Марии Египетской, в книгах Иоанна Лествичника и Григория Паламы, а также других Отцов Церкви может стать и нашим опытом, если мы будем вчитываться в их слова и стараться воплощать в жизнь то, что они говорят.


А ради поддержки друг друга давайте здесь будем общаться на тему Великого поста. Приветствуются чтения из Святого Писания, святоотеческая литература, свои мысли.

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-01, 11:28 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-01, 21:38
Сообщения: 27
Откуда: Riga
Хорошие слова angel.gif

А я вот никогда ещё в своей жизни не постилась :sad: Хотелось бы начать. Только вот не знаю как. Про духовную сторону поста мне кое что ясно, а вот про питание.... :roll:
Вот неправильным же будет в один день резко перейти на постную пищу и ограничить себя в еде, надо наверное как то постепенно. Как подготовить организм? Может быть у кого-то будут советы :oops:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-01, 11:38 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Anastasija писал(а):

Вот неправильным же будет в один день резко перейти на постную пищу и ограничить себя в еде, надо наверное как то постепенно. Как подготовить организм? Может быть у кого-то будут советы :oops:


Конечно надо постепенно. Для этого Церковь установила 3 подготовительные недели, которые имеют целью подготовить не только духовно, но и телесно.

Это 3 недели, начинающиеся с 24 января в 2010 году. В неделю с 25 по 31 января включительно отменяется пост во все дни. В неделю с 1 по 7 февраля появляются постные среда и пятница. в неделю с 8 по 14 февраля - мясо не вкушаем, однако эта неделя тоже "сплошная", т.е. нет поста в среду и пятницу, но мясо не положено, а можно любые молочные продукты - творог, сыр, ряженку и прочая.

Еще не забудьте про рыбу в подготовительный период. Рыба даже покруче мяса будет. Легче усваивается и полезных качеств много.

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-01, 12:15 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-01, 21:38
Сообщения: 27
Откуда: Riga
Спасибо Руслан за исчерпывающий ответ. thank_you2.gif Я не знала про эти 3 недели. Я вообще очень мало, что знаю пока, поэтому извеняюсь, что про элементарые вещи спрашиваю. :oops:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-01, 12:50 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Пожалуйста :smile:

Будем друг другу помогать.

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-01, 12:51 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
Руслан писал(а):
Можно также дать себе зарок в течение поста ни с кем не ссориться, никого не обижать. Это бывает очень трудно – не раздражиться на наших ближних или на сослуживцев.

мы с девушкой из студии договорились: она не ругается с мамой, относясь к ней уважительно, а я не грублю окружающим (к своему стыду, это случается у меня довольно часто :oops: ), так что теперь стараюсь контролировать себя.
У меня с постом возникают некоторые сложности. Моя семья не постится. А при моей попытке воздержаться от пищи, мама начинает сердиться, говоря, что моё здоровье не позволяет мне не есть молоко и мясо. Правда в этот Рождественский пост мы пришли к некоторому соглашению, я ем все, что дает мама, а за неделю до Рождества, она оставляет меня в покое, и я могу поститься до праздника. ну, и я сладости не ела все 40 дней.
Так как ограничивать себя в пище не вышло, я весь пост, помимо молитв на сон грядущим, читала по одному канону.
Руслан писал(а):
В Великом посту можно взять себе и другие делания, например, прочитать все четыре Евангелия.
В этот Великий пост планирую поступить также + читать хотя бы по главе Евангелия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-01, 19:04 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
В продолжение подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания. После сплошной седмицы, следующей за Неделей (воскресеньем) о мытаре и фарисее, она восстанавливает пост среды и пятницы; затем возводит христиан на более высокую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.
Такое особое приготовление к Великому посту является древним установлением Церкви.

Понятие о Триоди Постной

Службы Великого поста, а также подготовительных к нему Недель (начиная с первой подготовительной Недели о мытаре и фарисее и кончая Великой субботой), обнимающие в общей сложности период времени в 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной.

Свое название «Триодь» (греч. — «Триодион», т.е. трипеснец — от слов «трио» — три и «оди» — одна песнь) получила от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев.

Своим употреблением и распространением Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о мытаре и фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы написаны более ранними песнотворцами, например, св. Андреем Критским, которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой седмицах Великого поста.

В IX в. преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много собственных стихир и канонов, и таким образом образовалась богослужебная книга – Постная Триодь, заключающая в себе около 160 служб. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом.
*************************************************************

И первая подготовительная неделя :

24 января 2010 - Неделя о мытаре и фарисее.

«..Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или, как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 9-14).

Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста.

Фарисей считал высшим проявлением праведности внешнее выражение почитания Бога: пост, исполнение обрядовых законов – и тем самым растил в своей душе тяжелейший грех гордости. Мытарь же – сборщик налогов, презираемый всеми людьми, - осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом, не считая возможным превозноситься перед кем-либо или кого-то осуждать; поэтому Господь и именует его «более оправданным».

Молитва мытаря – «Боже, милостив буди мне грешному» — принята Церковью как общеупотребительная, уместная всегда и для каждого из нас.
*************************************** * * *****************

Милостью Божией мы дожили в этом году до начала песнопений Великого поста. Входя в храм во время всенощного бдения, слышим слова, воспеваемые Церковью, обращенные к нам: «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче». Это обращение Господь вкладывает нам в уши, ум, сердце, чтобы встрепенулись, остановились в своем беге по жизни и сказали себе: «Куда и зачем?».

Почему нет радости в душе? Почему весь свет не мил? Почему так далек и невидим Бог? Какие-то двери моей совести закрыты и не дают пробиться слову Божию, и замок на них не открывается, и нет у нас ключа. Что делать?

Мать Церковь устами евангелиста Луки отвечает нам притчей о мытаре и фарисее. Два человека встали перед Богом и просили у создателя общения с Ним, искали потерянный Рай, который был дан первому человеку, Адаму.

Молитвам обоих Господь внимал, но более словам мытаря, потому что в жизни своей он дошел до самого дна греха и духовно почувствовал, что нет в человеке добра, пока Господь не даст за покаяние дар бесценный любить и прощать, и считать хоть кого-нибудь ниже себя. Будем стучаться в эти двери нашего сердца: «Боже милостив, буди мне грешнику», и непременно замок откроется, створки распахнутся, и любовь милующего Господа покроет нас.

Игумен Иларион (Кильганов)
Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь.
Газета «Святая обитель».

Рисунок взят: http://lubelia.livejournal.com/283417.html
Изображение
************************************************************
Из Триоди постной.

Не помолимся фарисейски, братие: / ибо возносяй себе смирится. / Смирим себе пред Богом, / мытарски пощением зовуще: / очисти ны Боже, грешныя.

Фарисей тщеславием побеждаемь, / и мытарь покаянием приклоняемь, / приступиста к Тебе единому Владыце: / но ов убо похвалився, лишися благих: / ов же ничтоже вещав, сподобися дарований. / В сих воздыханиих утверди мя Христе Боже, / яко Человеколюбец.

_________________________________________________

На предстоящей недели нет поста в среду и пятницу. Неделя называется «сплошная». Отменяется пост в среду и пятницу в знак обличения этим горделивого поста фарисея

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-01, 14:22 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Завтра

31 января 2010 - Неделя о блудном сыне

В эту Неделю Евангельской притчей о блудном сыне (Лк., зач. 79-е), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу; в этом случае благодать Божия исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения.

«Познаим, братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блудного сына преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание (отличия) дарует; и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу и славному Заколению — Спасу душ наших».

Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного.

____________________________________________________________

В среду и пятницу на предстоящей неделе - постные дни.

Из Триоди постной

В безгрешную страну и животную вверихся, / посеяв грех, серпом пожав класы лености, / и рукоятием связав деяний моих снопы, / яже и постлах не на гумне покаяния: / но молю Тя превечнаго делателя нашего Бога, / ветром Твоего любоблагоутробия развей плеву дел моих, / и пшеницу даждь души моей оставление, / в небесную Твою затворяя мя житницу, и спаси мя.

Познаим братие, таинства силу, / от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына / преблагий отец предустрет лобзает, / и паки своея славы познание дарует: / и таинственное вышним совершает веселие, / закалая тельца упитаннаго, / да мы достойно сожительствуем, / заклавшему же человеколюбному Отцу и славному заколению, / Спасу душ наших.

Отеческаго дара расточив богатство, / с безсловесными скоты пасохся окаянный, / и тех желая пищи, гладом таях не насыщаяся, / но возвратився к благоутробному Отцу, / взываю со слезами: / приими мя яко наемника / припадающа человеколюбию Твоему и спаси мя.

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-01, 14:29 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Изображение

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-01, 17:50 
Не в сети
форумчанин
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-01, 12:48
Сообщения: 218
Откуда: Пермский край
Ой, у меня в моей детской библии такие же иллюстрации. :-)

_________________
Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-01, 17:54 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Да?
Хорошо :smile:

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31-01, 12:23 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Друзья, позвольте предложить толкование Святителя Николая Сербского (Велимировича) на притчу в неделю о блудном сыне.

Текст большой, но очень интересный.

*************************************************************
Бескрайняя любовь Божия к людям являет себя в величайшем терпении, в величайшем прощении и в величайшей радости. Такая любовь на земле может быть уподоблена только любви материнской. Кто имеет большее терпение по отношению к какому бы то ни было живому творению на земле, чем мать ко своему чаду? Чье прощение превосходит материнское? Чьи очи так плачут от радости над исправившимся грешником, как очи матери над исправившимся чадом своим? Материнскую любовь на земле, с тех пор как существует земля, превзошел лишь Господь наш Иисус Христос Своею любовью к роду человеческому. Его терпение простерлось до страшных мук на Кресте; Его прощение изливалось из сердца и уст Его даже и с самого Креста; Его радость о покаявшихся была единственною радостью, озарявшею Его мученическую душу в течение всей жизни на земле. Только любовь Божественная превосходит любовь материнскую. Только Бог любит нас более, нежели мать; только Он проявляет по отношению к нам больше терпения, нежели мать; только Он прощает нам больше, нежели мать; и только Он радуется нашему исправлению более, нежели мать.

У кого нет терпения к нам, когда мы грешим, тот не любит нас. Не любит нас и тот, кто не прощает нас, когда мы каемся во грехах. А менее всего любит нас тот, кто не радуется нашему исправлению.

Терпение, прощение и радость суть три главные особенности Божественной любви. Сии суть особенности и всякой истинной любви - если вообще существует какая-либо иная любовь, кроме Божественной! Любовь без этих трех особенностей - не любовь. И если ты что-либо иное назовешь любовью, это то же самое, что козу или свинью назвать овцою.

В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Две тысячи лет не бледнеют краски на иконе сей, и никогда не побледнеют, пока существуют люди на земле и любовь Божия к людям. Напротив, чем люди грешнее, тем живее, яснее, новее выглядит икона сия.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. Что может быть проще этого драматичного начала притчи? А какие судьбы скрываются под сею простотою! Под именем человека скрывается Бог, а под именем двух сынов - человек праведный и человек грешный, или все праведники и все грешники. Человек праведный старше человека грешного; ибо Бог в начале сотворил человека праведного, который затем сам сделал себя человеком грешным. Грешник требует раздела, раздела и с Богом, и с братом-праведником.

Также под двумя сынами подразумевается двойственность природы в одном и том же человеке: одна природа жаждет Бога, а другая влечет ко греху. Одна природа подвигает человека жить по закону Божию, по закону ума, как говорит апостол, а другая - по закону плоти (Рим.7:22-23). Духовный человек и плотской человек - сии суть два человека в одном и том же человеке. Духовный человек не может представить своей жизни отдельно от Бога, в то время как плотской человек полагает, что его жизнь только начинается разделением с Богом. Духовный человек - старший, плотской - младший. И по самому происхождению духовный человек старше, ибо рассказывается, как сперва Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему (Быт.1:26), образ же Божий - духовной природы, а не плотской; и затем создал человеческую плоть из праха земного (Быт.2:7), в который вдунул предварительно сотворенный образ Свой, то есть духовного человека. Конечно, плоть человеческая, какою ее создал Бог, ни в чем не была грешною, хотя и была сотворена из праха земного. Но ею человек был приведен ко греху. И Ева была младше Адама. Она, созданная из плоти Адама, чрез желание плоти своей нарушила заповедь Божию и впала в искушение, и падением своим отделилась от Бога, а умом своим пошла в дальнюю сторону - в царство диавола.

Дай мне следующую мне часть имения. Так говорит грешник Богу. А что из принадлежащего человеку не принадлежит Богу? Прах; и ничто, кроме праха. Правда, и прах сотворен Богом, но прах не принадлежит существу Божию. И посему человек только прах может назвать своим; все прочее - Божие, все прочее принадлежит Богу. Пока человек не отделился от Бога, все Божие - и его. Как и сказал Бог: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. Как и человек в этом случае может сказать: Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин.16:15). Однако, когда человек желает отделиться от Бога и требует свою часть неизмеримого имения Божия, Бог может дать Ему ничто - и пребудет праведен. Ибо человек без Бога - ничто, и все его имение - ничто. Дав же ему прах, то есть одно тело без духа, без души и без каких бы то ни было духовных даров, Бог все-таки дал более, нежели следует человеку; и дал ему это не по правде, а по милости. Но поскольку милость Божия несравнимо больше, чем милость матери к своему чаду, то Бог дает Своему грешному сыну и нечто большее, нежели прах. А именно, наряду с телом, Он оставляет ему в теле душу, как и у животных, и, сверх всего того, оставляет ему и немногое из духовных даров: немного разума, совести, стремления к добру, лишь одну искру, чтобы только не отпускать его совсем как животное, равное другим животным.

И отец разделил им имение. Старший сын остался с отцом, дабы и далее пользоваться всем отцовским имением, а младший по прошествии немногих, дней…, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Не скрывается ли за сими словами по прошествии немногих дней тайна кратковременного пребывания Адама в Раю? Совершив грех, Адам тем самым потребовал и добился раздела с Богом. Отделившись от Бога, он увидел наготу свою, то есть увидел: без Бога он - ничто. И Бог, по милости Своей, не отпустил его нагим, но сделал ему одежды - в соответствии с его умалившимся ростом; одел его в те одежды и отпустил (Быт.3:21). Прах ты и в прах возвратишься, - говорит Бог Адаму. А это означает: “Твоим, в лучшем случае, является только прах, все прочее есть Мое. Ты требовал следующую тебе часть, Я тебе ее даю; но, чтобы ты мог жить и быть хотя бы тенью того, чем ты был доныне, Я даю тебе и более: даю тебе одну искру Своего Божественного достоинства”.

Произошедшее с Адамом повторялось и повторяется с миллионами сынов Адамовых, которые грехом отделились от Бога и со своим имением пошли в дальнюю сторону. Бог никого не принуждает оставаться с Ним, ибо Бог сотворил человека свободным и, будучи верен Самому Себе, никогда не желает побеждать сей человеческой свободы.

А что делает безумный грешник, когда отделится от Бога? Младший сын пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Это сделал не только один грешник; это сделал не только младший сын отца сего; это делает всякий человек, когда отделится от Бога, всякий без исключения. И исчезоша в суете дние их (Пс.77:33).

Живя распутно. Что сие значит? Это значит - проводя дни во всяком грехе и беспутстве, в пьянстве, ссорах, гневе, расточительности, наипаче же в блуде, который более всего и быстрее всего губит жизненные силы и угашает Божественную искру. Когда человек не имеет любви, он предается страстям. Когда человек оставляет стезю Божию, он оказывается в сетях многих путей и бегает туда-сюда: то по одному пути, то по другому. Распутник держит секиру при корне своей жизни и каждый день надрубает секирою корень, пока дерево не начнет в муках засыхать.

Живя распутно, блудный сын расточил все имение свое, полученное от отца. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. В той дальней стране, удаленной от Бога, всегда голод, ибо земля не может насытить алчущего человека, лишь усиливая его голод своею пищей. Земля едва может утолить голод бессловесных животных, но никак не человека. В дальней стране всегда голод; однако для грешника, совершенно забывшего Бога и расточившего все жизненные силы, дарованные ему по милости Божией при разделе, настал великий голод, то есть такой голод, который земля, что бы она ни предлагала, не могла утолить ни на мгновение. Так происходит и ныне со всяким грешником, ненасытно и полностью предавшимся земле, плоти и плотским наслаждениям. Наступит момент, когда грешнику омерзеет и земля, и плоть, и все земные и плотские наслаждения. Все сие станет для него мерзостью и смрадом. Тогда он начинает жаловаться на весь мир и проклинать жизнь. С истощенными силами и телесными, и душевными, он чувствует себя полою и сухою тростью, чрез кою дует хладный ветер. Все для него мрачно, все для него отвратительно, все для него гнусно. Находясь в таком положении, он не знает, что делать с самим собою. Он перестал верить в эту жизнь, кольми паче в жизнь вечную. Жизнь вечную он забыл, а временную возненавидел; и Бога он забыл, а мир сей возненавидел. Что ему теперь делать? Куда идти? Вселенная ему тесна. И нигде нет дверей для выхода из нее. И могила означает не выход, но вход. Когда же его положение становится столь отчаянным, является ему диавол, который и до того постоянно был с ним и вел его от зла ко злу - но сокровенно и неявленно. А ныне он является грешнику, берет его к себе на служение и посылает его на поля свои пасти свиней. Ибо написано: и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. Так бывает и со всяким непослушливым сыном, отделившимся и удалившимся от отца своего: уходит он от отца с гордыми и великими планами о своем счастье, а в конце концов становится слугою у худшего себя, свинопасом при чужих свиньях. Но под именем одного из жителей страны той, несомненно, подразумевается диавол. И хотя он здесь изображается в виде человека, как и отец назван человеком, тем не менее, этот образ совершенно противоположен образу человека-отца, от коего отделился безумный сын. Сие человек, однако человек не из Царства Небесного, но из некоего третьего царства - царства мрака и ужаса, смрада и пламени, царства бесовского. У первого человека - Отца - грешник носил имя сына, а у сего человека - диавола - он нарекается слугою. У человека Отца он блаженствовал во всяком изобилии, а у человека диавола он голодает, и притом настолько, что рад поесть тех рожков из-под земли, коими питаются свиньи; но и этого ему не удается. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Под свиньями, в более глубоком смысле, подразумеваются бесы, жители царства диавольского. Ибо бесы суть носители всякой нечистоты, а свинья - явственный символ нечистоты. Когда Господь изгнал бесов из одержимого в Гадаре, Он послал их в свиней. Как свиньи роются в земле, так бесы роются в человеке, доколе не найдут в нем какой-либо душевной нечистоты себе в пищу. Под рожками поэтому следует понимать всякую нечистоту внутреннего человека: злые мысли, грязные желания, себялюбивые намерения, грехи, пороки, страсти - особенно страсти. Все, что душу человеческую истощает и иссушает, то бесов питает и утучняет. Все, что растет во мраке души человеческой, не освещенной прямым Божиим светом, подобно тому как растут рожки во мраке подземном, все сие является нечистою пищей бесов. Но и этой пищи бесы не давали наемнику диавола. Той самою пищей они кормили его, пока он всецело не попал под их власть; а теперь, когда он уже полностью был в их руках, они не имели более нужды чем-либо кормить его. Их пища есть яд, а он уже был весь насквозь отравлен. И се, его яд ныне служил им пищею. Они грызли душу его, ожидая лишь ее исхода от тела, дабы питаться еще большими ее муками во тьме внешней. Как говорит венценосный пророк: Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века (Пс.142:3). Се, блудный сын был яко мертвый и прежде телесной смерти!

Но в этот момент крайнего отчаяния, крайнего голода и крайнего ужаса вспыхнула в блудном сыне некая искра. Нечаянная и позабытая искра! Откуда же взялась она в холодных углях? Откуда в трупе искра жизни? А вот откуда: как мы сказали вначале, Отец при разделе с сыном дал ему более, нежели тому следовало. Дал Он ему, вместе с прахом, и искру совести и разума. Мудрый и милостивый Отец словно говорил Самому Себе, отделяя часть имения младшему сыну: “Добавлю Я ему еще и это, немного совести и разума; именно того, от чего он хочет отделиться. Пусть, они ему понадобятся. Он идет в холодную и голодную страну; и когда постигнет его величайшая скорбь, сия единственная искра может осветить ему путь назад ко Мне. Пусть, пусть он возьмет ее с собою; воистину, она ему пригодится. Искра сия спасет его”.

И вот, эта искра вспыхнула в самой непроглядной тьме, в полночь, когда блудный сын уже сошел в третье царство и предался служению диавольскому. Как чудесный светильник, возгорелся в нем давно позабытый свет совести и разума. И при свете том он пришел в себя. И только при свете том узрел он, в какую пропасть пал, каким смрадом дышал и жил, к какому гнусному обществу присоединился. При свете сего таинственного светильника, который поддерживала в его душе милостивая Отчая рука, он пробудился от своего ужасного сна, и тогда начал сравнивать свою жизнь, бывшую у Отца, со своей теперешней жизнью.

Придя же в себя (Придя же в себя; из сего явственно следует, что, “доколе он творил зло, он был вне себя”. Блж. Феофилакт. Воистину, блуждая чувствами вне себя, мы сами от себя удаляемся, выходим из себя и покидаем Царствие Божие, кое внутрь нас, внутрь вас есть - Лк.17:21), сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. Как только искра вспыхнула в душе блудного сына и как только он сравнил жизнь у Отца своего с жизнью на чужбине, он тут же пришел и к решению: встану, пойду к отцу моему. Встану, - говорит он, ибо видит свое страшное падение. Третьего пути нет: или вниз на самое дно пропасти диавольской, или вверх, к Отцу своему. А Отец богат-пребогат; у Него никогда не бывает голода; Его наемники избыточествуют хлебом, а я, будучи сыном, умираю от голода. Под хлебом подразумевается жизнь, под наемниками - сотворенные Богом существа, низшие человека, животные и прочие. Блудный сын пал ниже животных и пожелал иметь хотя бы столько жизни, сколько ее имеют животные. Животные суть несвободные существа, и ими Бог управляет исключительно Своею силой и по Своей воле. И им Бог дает столько жизни, сколько им необходимо, печется о них и удовлетворяет их потребности. А блудный сын расточил распутством даже те жизненные силы, кои Бог дает животным и коими животные не злоупотребляют.

Я согрешил против неба и пред тобою. Под небом здесь подразумеваются, во-первых, святые ангелы Божии вообще, наипаче же ангел-хранитель; а во-вторых, Божественные дары, которые Бог дает всякому человеку и которые представляют небо даже в грешниках и по внутреннему человеку …удовольствие в законе Божием (Рим.7:22). А что здесь под небом имеются в виду ангелы Божии, видно из слов Самого Господа: Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк.15:7-10). Если же бывает радость о кающихся, то бывает и скорбь о нераскаянных грешниках. Преисполненные любви и преданности Богу, святые ангелы смотрят на всякий грех пред их Творцом как на грех против них самих. Что под небом подразумеваются и присутствующие в человеке духовные дары, данные ему от Бога, явствует из приведенных слов апостола Павла, как и из следующих его слов: Не знаете ли, что тела ваши - суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (1Кор.6:19)? А еще яснее это видно из слов Спасителя: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). И, таким образом, согрешающий пред Богом неизбежно согрешает и против ангелов Божиих, и против праведника, который есть в нем от Бога, а сие значит - против неба. Потому и говорит кающийся: я согрешил против неба и пред тобою. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Так безгранична и преумилительна любовь Божия! Каково доныне было Его терпение по отношению к грешнику, таковы же ныне Его прощение и Его радость. Как только грешник покается и вступит на стезю, ведущую к Богу, Бог уже спешит ему в сретение, принимает его, падает ему на шею, целует его. Велика радость матери, видящей исправление сына; велика радость пастыря, нашедшего пропавшую овцу; велика радость женщины, отыскавшей потерянную драхму; но все сие не может сравниться с радостью Божией, когда грешник покается и возвратится к Богу. Как только началось покаяние в сердце нашем, хотя мы еще далеко-далеко от Бога, Бог уже видит нас и быстрее солнечного света, устремляющегося в темную землю, идет нам в сретение. В сретение новому человеку, который чрез покаяние зачинается в нас! Ты разумел еси помышления моя издалеча, - восклицает пророк, обращаясь ко Всеведущему (Пс.138:2). Спешит Отец Небесный нам на помощь, простирает руки Свои и поддерживает нас дабы мы не пали назад, снова в пропасть бесовскую на поле свиное, в страну голода. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам, - говорит апостол Иаков (Иак.4:8). О, помощь скорейшая! О, руки благословеннейшие! Если мы еще не угасили в себе и последней искры совести и разума, то должны устыдиться пред таковою любовью Божией, должны как можно скорее покаяться и поспешить с опущенными долу очами и вознесенными горе сердцами в объятия своего оскорбленного Родителя.

Когда покаявшийся сын предстал пред отцом, он сказал ему то, что и задумал: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
Но этим он даже еще не закончил всего, что желал сказать. Он еще хотел добавить: прими меня в число наемников твоих. Однако отец и не дал ему завершить. Отец не допустил, чтобы покаянник унижался, прося у отца сделать его своим наемником. Потому отец прервал его и начал обнимать его и целовать. Его, столь оборванного, и грязного, и иссохшего, и одичавшего, начал милостивый отец обнимать и целовать и крикнул рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Лучшая одежда представляет собою все богатство и красоту духовных даров Божиих. Сие есть одежда святости и чистоты, в какую был облечен Адам до грехопадения и ухода от Бога в дальнюю сторону. Сия одежда есть Сам Христос; потому она и называется лучшею. Нет на небесах одежды лучше сей. И апостол говорит: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3:27). Душа, обнаженная от всякого блага, полностью совлекается; ее старая, грязная и изорванная одежда отбрасывается, душа же облекается в одежду новую. Эта новая одежда души представляет собою нового человека, покаявшегося, возрожденного, прощенного и принятого Богом. Без новой одежды сей никто не может пребывать в Царствии Божием, что ясно видно из притчи Христовой о брачном пире царского сына (Мф.22:1-14). Это облачение, по словам апостола, составляют милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… Более же всего… любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол.3:12-14; сравни: Еф.4:24; Откр.7:14; Зах.3:3-4).

Перстень на руку означает венчание души со Христом. Покаявшийся разрывает все блудные связи с миром сим, прилепляется душою своею ко Христу и пребывает с Ним в нераздельном единстве. Это обручение происходит силою и благодатью Святаго Духа, за печатью Коего хранятся дары небесные.

Дайте… и обувь на ноги, - говорит отец рабам своим. Обувь означает силу воли, с которою человек пойдет по пути Божию, исполнившись решимости, не уклоняясь направо и налево, не озираясь назад.

Под откормленным и закланным теленком следует понимать Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который предал Себя на заклание ради очищения грешников от грехов. Под рабами подразумеваются или ангелы, или священники. Если под домом отчим имеется в виду только небо, тогда под рабами надо разуметь ангелов; если же считать, что дом отчий есть Церковь Божия на земле (а это столь же верно), то в таком случае под рабами должно понимать священников, призванных совершать Таинство Жертвы Христовой и им питать людей в жизнь вечную. Что здесь прежде всего имеется в виду Церковь, ясно из следующего: блудный сын еще не умер телесно, а пока человек не разлучится от своего тела, он принадлежит к Царствию Божию в виде Церкви Божией на земле. Но под рабами, наряду со священниками, подразумеваются и ангелы. Это явствует, во-первых, из того, что ангелы присутствуют в храме при совершении Святых Таинств, а во-вторых, из того, что чрез ангела-хранителя Бог направляет людей на стези спасения.

Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Тело его еще кое-как существовало, но душа была мертва. Одна оставшаяся в нем искра Божественного дара загорелась и оживила всю его душу. Он был осужден с той самой минуты, как потребовал раздела от Отца своего. И нашелся. Это значит: он нашел себя при свете Божией искры, ибо до того он сам себя потерял. Бог знал о нем и не терял его из вида до последнего мгновения, до мгновения покаяния.

И начали веселиться. Услышав обо всем происшедшем, старший сын осердился и сказал отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Так праведный сын сказал отцу. Так сердито говорят Церкви многие праведники, когда Церковь с радостью и умилением принимает покаявшихся грешников и допускает их ко святому Таинству Причастия. Так могут сказать Богу и ветхозаветные праведники, видя, как Бог принес Сына Своего Единородного в жертву младшему и более грешному поколению человечества. “Ты никогда не дал нам и козленка!” То есть: в сравнении с огромною жертвой, которую Ты приносишь для этих наших грешных и блудных потомков, для нас Ты не пожертвовал даже самым малым и незначительным. А поскольку коза вообще означает грех, то те же самые праведники могут сказать: “Нам Ты запрещал совершать и самый малый грех - малый и незначительный, как козленок; в то время как ныне Ты награждаешь грешное поколение сие величайшим благом, какое имеешь, - жертвою Сына Своего!” А если мы пойдем еще дальше, то увидим, что эта с виду простая притча обымает сущность всей истории рода человеческого, от падшего Адама до величайшего Праведника, Господа нашего Иисуса Христа, Который в отношении к человечеству, Адаму и его потомкам, есть как бы Старший Сын Отца Небесного - хотя Единый Рожденный, а не усыновленный. Если бы Сам Господь Иисус Христос говорил, как обычный смертный человек, Он мог бы сказать Отцу Своему: “Адам согрешил и отпал от Тебя; и он, и все его потомки похулили имя Твое, а ныне Ты ему и его потомкам приуготовляешь такую славу и радость, какую и Я, и все небеса мало когда знали”. Конечно, Господь наш Иисус Христос никогда бы и не мог осердиться на Отца Своего Небесного и никогда бы так не сказал Отцу Своему, исключая тот случай, если бы Он намеренно, переносясь в наши сердца, изрек сие как укор и поучение для нас, дабы мы не гордились своею праведностью и в гордости этой не презирали покаявшихся грешников. Как если бы Он хотел сказать нам: “Если Я, Превечный Праведник, от вечности нераздельно сущий со Отцем, не протестую против принятия покаявшегося Адама обратно в Царствие Небесное, как можете вы, праведные со вчерашнего дня, а грешные еще с первого греха Адамова, протестовать против любви Божией к покаявшимся грешникам?”

Сын мой! - сказал ему отец, - ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Так Бог умиряет праведника, напоминая ему о безмерных благах, коими тот вместе с Ним обладает и располагает. “Все Мое твое. С возвращением твоего покаявшегося брата твои блага не умаляются, а твоя радость должна возрасти. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся“.

Так завершается эта притча, сама по себе являющаяся целым Евангелием тайн и поучений. Тот, кто будет молитвенно углубляться в притчу сию еще более, откроет в ней еще больше тайн и поучений. Слава Господу нашему Иисусу Христу, давшему нам притчу сию, словно полную сокровищницу премудрости, из коей поколение за поколением черпает для себя Богопознание и самопознание, научаясь любви чрез терпение Божие, прощению чрез человеколюбие Божие и радости чрез радость Бога, приемлющего покаявшихся грешников. Слава и Его безначальному Отцу и Животворящему Духу - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Святитель Николай Сербский (Велимирович). Беседы. книга вторая - М.: “Лодья”, 2003, сс.165-180.

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31-01, 17:31 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
Изображение

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02-02, 21:26 
Не в сети
форумчанин

Зарегистрирован: 13-11, 16:15
Сообщения: 618
Откуда: Москва
На этой неделе в пятницу вечером совершается особая поминальная служба - Парастас - (греч. "ходатайство") - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианинам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот.

Ну а 6 февраля - Вселенская родительская суббота!

В субботу мясопустную — перед воспоминанием Страшного суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, — Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере».

Изображение

По неисповедимому Своему Промыслу Бог предопределил разную кончину людям. «Подобает же ведати, — говорится в синаксарии мясопустной субботы, — яко не вси в пропасти впадающии, и во огнь, и в море, и глаголемыя пагубы, и студени (холод) и глад, по повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божии судьбы, ихже ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению: другая же (смерти) и ведения ради и прещения (грозного предупреждения), и уцеломудрения иных бывают».

В эту субботу Церковь, по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы, «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша».

Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании об отшедших уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой к тленному и мимотекущему.

«Приидите прежде конца, вси братие, перст нашу видяще, … и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава, где доброта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови? Или где око? — вся прах и сень: темже пощади, Спасе, всех нас».

Из триоди постной

От века мертвых днесь / всех по имени, верою поживших благочестно, / память сотворяюще вернии, / Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно / сим в час суда ответ благий дати, / Тому Самому Богу нашему, / всей судящему земли, / деснаго Его предстояния получити в радости, / в части праведных, и во святых жребии светлем, / и достойным быти Небеснаго Царствия Его.

Твоею кровию человеки Спасе искупивый, / и смертию Твоею от смерти горькия избавивый нас, / и жизнь вечную подаяй нам Воскресением Твоим, / вся упокой Господи, усопшия благочестно, / или в пустынях, или во градех, или в мори, / или на земли, или на всяком месте: / цари же, священники, архиереи, / монахи, и бельцы в возрасте всяком всеродном, / и сподоби я Небеснаго Царствия Твоего.


Из мертвых востанием Твоим Христе, / не ктому смерть обладает умершими благочестно. / Темже молимся прилежно: / рабы Твоя упокой во дворех Твоих, / и в недрех Авраама, от Адама даже до днесь, / послужившия Тебе чисто, / отцы и братию нашу, / други вкупе и сродники, / всякаго человека, в житии послуживша верно, / и к Тебе преставльшася многовидно и многообразно, Боже, / и сподоби я Небеснаго Царствия Твоего.

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, / и полезное всем подаваяй, / едине Содетелю, упокой Господи, души раб Твоих: / на Тя бо упование возложиша, / Творца и Зиждителя и Бога нашего


************************************************************

Как правило, в этот день поминальный стол устраивается по центру храма, куда любящие родственники и друзья приносят приношения для поминовения усопших (кутия, хлеб, фрукты, масло и прочее).

В изголовье поминального стола поставляют канун - прямоугольный подсвечник со множеством гнезд для свечей, обычно в виде столика, с небольшим Распятием, на который в храме ставятся свечи о упокоении.

Изображение

_________________
С уважением, Руслан.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 131 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB