Дионисий писал(а):
Но у меня вопрос к Вам Николай. По ссылкам не ходил, причину см.выше., а какой именно СОБОР канонизировал Иоанна Васильевича как местночтимого святого? Не могли бы Вы здесь ответить, без ссылок.У нас никто из многочисленных историков не слыхивал о подобной канонизации
По мнению одних . кто разбирается в этой теме Иоанн Грозный был канонизирован во Владимире и Москве на поместных соборах . Документы об этом естественно уничтожены . в связи с целенаправленной травлей святого. По мнению других готовилась канонизация на московском поместном соборе на 1917 год , но из за переворота не состоялась. Но даже если не было канонизации - это нисколько не умаляет святого. Доказательства того , что народ почитал царя за святого остались.
Цитата:
Православный Народ, искренно ища людей Евангельской Правды и Жития, узнает их внутренним чутьем и в простоте сердечной Веры начинает молитвенно призывать их на помощь в тех формах, которые в данное время возможны. Это и есть верный признак уже существующего почитания народного, почитания глубоко традиционного, Церковного, Каноничного и особенно трогательного. «Канонизации Святых, — говорит учебник Церковного права — почти всегда предшествует почитание подвижника как святого без всякой на то официальной санкции. [...] Почитатели усопших составляют им службы и акафисты, хотя они и не имеют церковного употребления. В своих келейных молитвах почитатели, верующие в их святость, обращаются к ним как к угодникам, предстоящим пред Престолом Божиим. [...] Писали и иконы не канонизированных подвижников. Пред этими иконами возжигали свечи, их лобызали, иногда такие иконы помещали в церквях»...[1]
Именно о таком народном почитании Новомученика Григория Нового (Распутина) говорил благодатный Старец Николай (Гурьянов).
О Первом Русском Царе Иоанне Грозном Батюшка говорил: "Он уже причислен Цер-ковью к лику святых, местночтимый Кремлевский [Московский] Святой, и это сохра-нилось в церковных летописях". Мы просили Старца помолиться, чтобы нам найти ис-точники, подтверждающие многовековое почитание Царя Иоанна в лике Святых в Русской Православной Церкви. Батюшка сказал: "Я буду вместе с вами искать!"...
По отшествии незабвенного духовного отца в Вечность, трудившийся в архивах рукописного отдела Российской Государственной Библиотеки по его благословению и молитвам Иеромонах, 14 ноября 2002 нашел искомое (фонд Ундольского, единица хранения 237): были обнаружены "Святцы Коряжемского Монастыря" (1621 года), где на 10 июня Церковью празднуется - "в той же день обретение Святаго телеси Великомученика Царя Иоанна".
Правда Божия не престает, и Истина всегда торжествует! По молитвам Батюшки Николая был обретён церковный источник, свидетельствующий о Церковном прославлении и потании в Русской Церкви Святого Благоверного Царя Иоанна Васильевича IV Грозного
"Тут самое время вспомнить о некоторых оценках Грозного Царя, изглаженных чьей-то пристрастной рукой из истории нашей Церкви, - пишет историк Сергей Фомин в работе, посвященной Царю Иоанну "Державный Гимнограф". - В известном труде Архиепископа Сергия (Спасского) "Полный месяцеслов Востока" (Владимир, 1901) в от-деле, посвященном святцам, читаем: "Из XVII века дошло до нас немало самостоятельных Святцев, отличающихся большею полнотою, сравнительно со Святцами Иерусалимского Устава. В сем отношении, из многих Святцев, находящихся в разных библиотеках Русских, более замечательны Святцы Императорской Публичной Библиотеки № 51, полнейшие из всех виденных нами в России, затем святцы Ундольского № 237 1621 года, немного уступающие первым полнотою памятей, но превосходящие их многими особенностями. Те и другие много имеют и сходства, так что в основе их, несомненно, лежат другие древнейшие их Святцы. [...] Из Святцев Московского музея замечательнейшие, как мы сказали, по полноте и особенностям, святцы Ундольского № 237, написанные в 1621 году. В конце их, на листе 267, значится: "совершены бысть сии святцы в лето 7129, апреля в 25 день, в 4 час в Корежемском монастыре". Именно в этих святцах, под 10 июня, имеется удивительная запись: "обретение телеси Царя Ивана".
Обративший внимание на этот текст церковный историк Е.Е. Голубинский отмечает: "Под Царем Иваном, конечно, разумеется Грозный, умерший 18 марта 1584 года. Ка-кое разумеется обретение его тела, не знаем; во всяком случае, не совсем ожиданно, что Грозный внесен в каталог Святых".
Ко всему этому стоило бы прибавить известные изображения Царя Иоанна Васильевича с нимбом (в Соборах Московского Кремля, в Грановитой Палате, в Новоспасском Монастыре, в Алтарной части Успенского Собора Свияжского Успенского Пре-святой Богородицы мужского Монастыря, и т. д. Есть и ныне храмы, помимо Кремлевских, где сохранились фрески Государя с нимбом. Написание фресок глубоко традиционно; есть фрески 19 века, сделанные по указу Царя-Миротворца Александра III, глубоко чтившего Грозного Царя. Часть этих фресок и икон можно посмотреть/скачать здесь).
Примечательно, что среди почитателей Царя Иоанна Грозного были люди Святой жизни. Один из них - Святитель Иоанн Шанхайский… Другой почитательницей Царя Иоанна Васильевича, более того, сторонницей Его [Общероссийского Всецерковного Прославления], была Царица-Мученица Александра Феодоровна...
Государыня всею душою восприняла каноны не одного лишь Православия. Она глубоко прониклась началами Самодержавия и Народности. Она много читала из истории России XVI и XVII веков, и Россия представлялась Ей в образе Московской Руси, с ее бесконечной преданностью Царю, с ее верою в Царское Самодержавие, возносящееся над всеми сословиями и классами и более всего посвящающее себя служению простому Народу...
Примечательно, что в этом случае, Императрица просто следовала за Русским Народом, чутко прислушивалась к сокровенным духовным его чаяниям. Веками на гробницу Царя Иоанна Грозного в Архангельском Соборе простой народ клал свои челобитные, свято веря в предстательство перед Небесным Царем Царя Земного" [3].
В Архангельском Соборе Московского Кремля хранилась шнуровая книга записей чудесной помощи и исцелений по молитвам Святого Царя Иоанна, которая была переда-на в комиссию по прославлению на Поместный Собор 1917-1918 года. Служивший в Архангельском Соборе до революции Старец-Протоиерей Валентин Амфитеатров также очень почитал Государя и строго смотрел за тем, как Духовенство относилось к Цельбоносным и Чудотворным Мощам Царя Иоанна, которые почивают в диаконнике Алтаря [Успенского] Собора. Если кто-то небрежно задевал облачением гробницу и без благоговения проходил рядом с ней, Отец Валентин ставил на поклоны.
По указу Государя Николая Александровича Предсоборным Присутствием готовились материалы к общецерковному прославлению на Поместном Соборе 1917-1918 года Св. Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного и Государя Императора Павла Петровича, но комиссия по канонизации Святых даже не смогла приступить к работе, по причине произошедшего переворота.