Для уточнения вопроса хочу привести несколько цитат:
А.В. Семенович. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 2-е издание – М.: Генезис, 2008.
«Дети ослаблены нейросоматически, в той или иной мере депривированы, а взрослые (имеется ввиду родители) все более снижают требования к ним…
… Но ведь социальные требования остались неизменными, то есть обращенными к тому – прошлому – поколению, со специфической организацией психических процессов.
Чтобы привести в равновесие эту систему, очевидно необходима принципиальная смена педагогической парадигмы. Думается, в основе ее должно лежать удлинение (за счет первых двух-трех классов) адекватных именно детскому возрасту учебных программ. Таковыми могут быть, например, уроки этикета, сценического искусства, эвритмии, дизайна (одежды, автомобилей, домов и садов); танцев, музыки, кухни, игр, каллиграфии (и вообще культуры) народов мира; йоги, цигуна и тай-чи, истории боевых искусств со всеми соответствующими ритуалами… «Сиди прямо, подчеркни гласные красным цветом, а согласные… Смотри в книгу». При новом содержании обучения в этих словах не будет смысла. А куда же ему (ей) смотреть, если он (она), срисовывая, сравнивает модели нового и старого BMW, наряды актрис XIX века и нынешних властителей дум и душ – звезд поп-культуры?! Какие могут быть отвлекающие моменты, когда он сам (!) умеет писать иероглифы, знает, как накрывают на стол в королевских домах и как ведут себя на балу».
Еще: «Методикам тактильного восприятия и памяти в развитии общих познавательных способностей детей уделяется специальное и, как выясняется, обоснованное внимание в Центрах развивающего обучения, например, в «Школе эйдетики».(Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М. 1997.) С идеями и программой этих школ можно познакомиться по следующей ссылке
www.eidetika.ru. По этой ссылке можно скачать книги идиолога «Школы эйдетики» Матюгина И.Ю.
http://www.koob.ru/matiugin/
Еще: «Случается, что дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться, так же остро, как и мы, взрослые. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают внутреннюю напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Иногда физическое и эмоциональное напряжение выражается в поведении, на первый взгляд иррациональном. Если детям помочь расслабиться, их напряженность снижается и это зачастую позволяет выявить источник напряжения. Учителя находят, что если обеспечить детям возможность расслабляться в классе, это приносит пользу всем.
Воображение — хороший помощник для расслабления. Маленькие дети хорошо выполняют приведенные ниже упражнения.
«Притворись, что ты снежная баба. Тебя вылепили дети, и теперь они ушли, оставив тебя одну. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, потом—другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».
«Давайте притворимся, что мы свечки на торте. Цвет вы можете выбрать тот, который вам больше нравится. Поначалу мы стоим высокие и прямые. Мы выглядим совсем как деревянные солдатики. Тела наши крепки, как свечки. А теперь солнце припекает все сильнее. Вы начинаете плавиться. Сначала падает голова... Теперь плечи... руки... Воск, из которого вы сделаны, тает медленно. Ваши ноги оседают... и медленно... медленно... вы становитесь лужицей воска на полу. А теперь поднимается холодный ветер и дует на вас: Ф-ф-у... Ф-ф-у... Ф-ф-у-у-у",—и вы снова становитесь стройными и прямыми».
Релаксация не означает, что дети должны непременно ложиться. Наклоны и потягивания тела могут быть более полезны для расслабления. Замечательны упражнения йоги. Имеется несколько пособий по. йоге для детей. Я использовала одно из них, написанное Ruth Richards и Joy Abrams.» (Оклендер В. Окра в мир ребенка. – М.: Класс, 2000 (Библиотека психологии и психотерапии, Вып. 20)
http://alamor.kvintone.ru/work/psy_tech/xenon2.htm
Йога и аутогенная тренировка. Применение методики БОС
Отдельно хотелось бы узнать Ваше мнение о науке валеологии. Пример использования методов валеологии опробирован и внедрен в санаторно-лесной школе № 180 г. Железногорска Красноярского края, в которой в том числе обучаются дети с тяжелыми комбинированными пороками развития. Здесь, кстати, тоже не просто физическая культура, а именно гимнастика у-шу.
««Сотвори себя» - в этом девизе мы видим смысл организации в санаторной школе валеобразования. Образования, творящего здоровье, образования, где здоровый образ жизни выступает непосредственным содержанием и основным результатом, ибо образование – это творение образа «Я».
Необходимо научить учащихся самих заботится о своем здоровье, сформировать у них установку на сбережение своего здоровья, умение следовать ей, предупреждать эмоциональный травматизм, воспитывать ответственность за себя через знание и умение творить свое тело, свой дух, свой разум.»
По это ссылке
http://net.eurekanet.ru/prog/book2003/10.pdf можно подробно ознакомиться с программой этого образовательного учреждения.
Это далеко не вся информация, которую я встретила, осваивая учебные дисциплины.
Допускаю, что эта информация однобока и не отображает всего разнообразия проблемы.
Хочется уточнить вопрос
Любовь писал(а):
Можно ли использовать в своей работе данные методики? Не уводит ли это человека в мир иллюзий?
Осознавая, что данными методиками могут пользоваться люди, прошедшую дополнительную подготовку, хочу спросить можно ли рекомендовать детям и их родителям обращаться к подобной помощи