Оказывается есть интересный журнал:
И в интернет-версии
http://trezvoeslovo.ru/index.html
Из
«Писем пьющему прихожанину и его жене» игумена Никона (Воробьева). Москва, 2001 год
Жене: «Если муж твой пьет, то надо его пожалеть. Он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может. Ты же вместо помощи только осуждаешь его, требуешь от него того, что он пока дать не может. Ты себя считаешь правою, но очень ошибаешься. Если ты духовнее его, то твоя обязанность - понести его немощи. Вы, сильные, немощи немощных носите, - вот чего требует от тебя Господь. Еще сказал: Вы, духовнии, исправляйте таковаго духом кротости. Духом кротости исправляйте, а не руганью, упреками, ссорой, самооправданием и т.п. Погибель одного будет гибелью и другого. Надо спасаться вместе или вместе погибнуть.
Ты не должна ругать мужа, когда он пьян, а молчать, чтобы не вызвать на что-либо худшее. И когда трезв, должна не пилить его, а совместно обсудить с ним, как вам быть, чтобы общими усилиями победить его слабость. Должна ты помнить и то, что ты сама не безгрешна. Можно дела по внешнему виду иметь вполне правые, а глубокие душевные мотивы (т.е. причины) могут пред Богом оказаться лукавыми».
Мужу: «Если ты не будешь бороться с этим недугом, то попадешь под полную власть бесов. Они будут возбуждать тебя пить все больше и больше и через это расстраивать нервную систему. Ты сделаешься раздражительным, гневливым. Легкие сначала ссоры будут все грубее, длительнее. Денег не будет хватать, сгонят со службы, надо будет продавать вещи, выпрашивать в долг унизительным образом, может быть, даже воровать. Гнев усилится до бесовской злобы, до желания убить.
Бесы, действовавшие втайне, станут являться в виде разбойников, диких зверей, змей и пр. Потом могут явиться и в своем собственном безобразном гнусном виде. Если и тут ты не образумишься, то заставят тебя совершить какое-либо тяжкое преступление, например, поджог, убийство, а затем приведут в полное отчаяние и заставят покончить с собой. Если бы со смертью человек совсем исчез, так можно было бы порадоваться, что кончились мучения, но ведь нет уничтожения. Пьяница, самоубийца из малых и временных страданий перейдет окончательно и навеки во власть бесов, в ужаснейшую муку, которой не будет конца».
Журнал «Трезвое слово» №1, июнь 2005 года
************************************************************
"Роль семьи в противостоянии пагубным пристрастиям".
Слово к ближним
«Не судите, да не судимы будете»
Самому человеку от страсти винопития исцелиться очень сложно. Но невозможное человеку возможно Богу. И дело родных, любящих, друзей, христианское дело - стучаться в двери милосердия Божия, милостию, творением добрых дел и собственным покаянием. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102, 8 ).
Наше общение с ближними осуществляется более всего в словах и беседах с ними. Понимаем ли мы всю меру нашей ответственности перед Богом за произносимые слова?
Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, назван Его ближним учеником евангелистом Иоанном, как воплотившееся Слово - Логос, которое в начале было... у Бога (Ин.1: 1-2). По существу, употребление слова не отличается от дела действия. Как пишет еп. Феофан Затворник: «Говоря, ты рождаешь слово. Ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобой на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя».
Нам очень хочется, чтобы близкий нам человек внутренне изменился, преобразился. Но он должен сам захотеть это сделать.
При этом очень важным является то, как мы будем с ним разговаривать. В Евангелии сказано: «Не судите, да не судимы будете». Что значит «не судите»? Есть слово «осуждение» и есть слово «рассуждение». Чем отличается «осуждение» от рассуждения»? В молитве мы научаемся мыслить категориями Божественного Слова, поскольку все молитвы являются авторскими. А авторами молитв являются жившие до нас святые. В молитве мы узнаем, какими словами тот или иной святой общался с Богом, постигаем, какими средствами он обустраивал свой ум. Есть утреннее и вечернее молитвенное правило. Это означает, что молящийся выправляет свой ум и направляет его к Богу. И, конечно, чтение Священного Писания, обретение личного молитвенного опыта, обращение к молитвослову - все это требует непрестанного приложения наших усилий для того, чтобы изменить себя с целью помочь нашим близким, чтобы слово обрело душеспасительную благодать, обрело душеспасительную силу.
Слово к родственникам страждущих
«Уважай образ Божий в каждом человеке»
Протоиерей Петр Соколов
Очень важно помочь человеку раскрыть в себе образ Божий. И помочь ему благие устремления воплотить в дела, которые действительно принесут пользу.
Хорошо, когда человек верующий. Но, как правило, для большинства верующих церковных людей такой проблемы не существует, потому что они видят главное, что Видеть свой собственный грех - в этом и заключается для нас с вами проблема. А мы в большинстве случаев поступаем как лицемеры. «В чужом глазу соринку видите. А в своем бревна не замечаете», - говорил Спаситель в Нагорной проповеди. Только «вынув» свое «бревно», мы сможем помочь ближнему избавиться от его «соринки».
Ведь одни и те же слова, сказанные разными людьми и с разной внутренней силой, могут иметь в разное время разное значение. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - гласит народная мудрость. И Господь наш Иисус Христос - это есть воплощенное Бог-Слово. И от нас с вами зависит, каково будет наше слово, которое мы обращаем к нашим близким. И каковы будут наши чувства, потому что чувства идут от сердца к сердцу. А сердце, как вы знаете, не обманешь.
Если вы видите, как гибнет человек, если Господь дает вам понимание этого, если вы имеете силы осознать эту гибельность, то помогите гибнущему. Но помощь наша должна заключаться не в том, чтобы втаптывать человека в грязь, а в том, чтобы помочь ему оттуда подняться. Наши усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы помочь близкому восстановить человеческое достоинство. Помочь воссозданию в нем образа Божия.
А если человек не понимает вас и не чувствует внутренней потребности меняться, не надо отчаиваться, а надо дать ему время и подождать. А вообще-то помощь близкому человеку нужно начинать с себя, потому что иначе просто ничего не получится. И ваше терпение, благодушие, кротость, приветливость будут самым действенным средством, чтобы подвигнуть человека к вере и духовной жизни. Нам постоянно надо помнить, что мы боремся не с человеком, а боремся за человека, за его душу. И, может быть, ваши старания и ваши усилия не сразу принесут желаемый результат. Но в этом нет ничего страшного. Самое главное, чтобы вы не отчаивались. Как говорит Игнатий Брянчанинов, «любое усилие ослабляет страсть, от любого действия страсть теряет свою силу». Вы должны помнить, что вы являетесь соработниками Богу, что ваше дело богоугодное. Но при этом вы должны помнить, что результат принадлежит не вам, а принадлежит он Богу.
Журнал «Трезвое слово» №1, июнь 2005 года